Российский театральный режиссер. Сценарист. Педагог. Художник. Народный и Заслуженный артист Российской Федерации. Профессор Российского государственного института сценических искусств, где позже основал собственное художественно-постановочное отделение.
Николай Акимов родился 16 апреля 1901 года в городе Харьков, Украина. Мальчик вырос в семье железнодорожного служащего. В 1910 году вместе с родителями переехал сначала в город Пушкин, а затем в Санкт-Петербург, где отец работал в правлении Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Именно в этом городе у юноши проснулся настоящий, безудержный интерес к изобразительному искусству.
Молодой человек стал учащимся вечерней рисовальной школы Общества поощрения художников. В 1915 году Николай обучался изобразительному искусству в студии Савелия Зайденберга, а спустя некоторое время продолжает обучение живописи в Новой художественной мастерской под руководством Мстислава Добужинского, Александра Яковлева, Василия Шухаева.
Далее молодого мастера пригласили работать в Харьковский детский театр в качестве художника-оформителя. Его дебютом в этой сфере стал спектакль «Подвиги Геркулеса». Затем Николаю Павловичу доверили работу в постановке «Алинур». В 1923 году Акимов приходит в Высшие художественно-технические мастерские. Здесь начинает декораторскую деятельность в пьесе «Даешь Гамлета». В этот период сблизился с Николаем Евреиновым: драматургом, режиссером и теоретиком. Евреинов познакомил Акимова с Георгием Крыжицким, ниспровергатель традиционного психологического театра почувствовал в молодом художнике родственную душу, и в 1924 году Акимов оформил поставленные Крыжицким в Современном синтетическом театре оперетты «Креолка» и «Король комедиантов».
В 1927 году состоялась первая персональная выставка Николая Павловича в Санкт-Петербурге. Спустя два года Акимов начал работать как театральный режиссер в московском Театре имени Евгения Вахтангова. Спустя год ему предлагают стать главным режиссером петербургского мюзик-холла, и мастер соглашается на это.
Акимов создал экспериментальную спектакль «Святыня брака». Занимая почетную должность в мюзик-холле, режиссер старался создать «постоянный» творческий коллектив, а репертуар театра сделать разнообразным по жанру. Со своими подопечными много времени занимался актерским мастерством, желая воспитать в них артистов, которым было бы подвластно играть разноплановые роли. Однако ему пришлось покинуть вышеуказанный театр, поскольку у него возникли разногласия с его руководством. Суть их сводилась к следующему: маэстро не разрешили ставить спектакль по пьесе Евгения Шварца «Принцесса и свинопас».
После ухода из мюзик-холла Николай Павлович недолго оставался без работы. В 1935 году стал руководить Санкт-Петербургским Театром Сатиры. Справедливости ради следует отметить, что этот театр в тот период переживал далеко не лучшие времена: зритель не хотел посещать учреждение с достаточно однообразным репертуаром. Именно Акимову удалось совершить колоссальную реформу во внутренней жизни театра комедии.
Премьеры, проходившие с триумфом, ставились одна за одной. На сцене театра Акимов смог воплотить в реальность свои давние планы. Николай Петрович давно хотел поставить известные пьесы Евгения Шварца и сделал это. Так появились спектакли «Дракон» и «Тень». В репертуаре театра имелись и классические спектакли, такие как: «Собака на сене», «Двенадцатая ночь», «Школа злословия».
Николай Акимов активно экспериментировал в своем театре. Режиссер подобрал новый актерский состав, распрощавшись с примой Грановской и отказавшись от сотрудничества с русским тенором Леонидом Утесовым. В труппу пригласил неопытных, но перспективных актеров, часть из которых работала в театральной студии «Эксперимент». В частности, Николай Акимов пригласил в свою команду Ирину Зарубину, Бориса Тенина, Сергея Филиппова. Все они стали известными фигурами в искусстве перевоплощения.
Эскизы костюмов, которые придумывал маэстро, максимально соответствовали актерам, которых утверждал на роли. Естественно, Николай Павлович сам работал над театральными плакатами, не доверяя это дело никому другому.
С 1955 года Николай Акимов занимался преподавательской деятельностью, а с 1960 года стал профессором Российского государственного института сценических искусств. Здесь его стараниями основано художественно-постановочное отделение.
Николай Павлович Акимов скончался 6 сентября 1968 года на гастролях в Москве. Похоронен в Санкт-Петербурге, на Волковском православном кладбище.
Награды Николая Акимова
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939)
Народный артист Таджикской ССР (1944)
Народный артист России (1945)
Народный артист России (1960)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1961)
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Память о Николае Акимове
В 1986 году имя Н. П. Акимова присвоено Санкт-Петербургскому театру комедии.
В Санкт-Петербурге, на доме по ул. Н. Гоголя (ныне Малая Морская), 4, со стороны Кирпичного переулка, установлена мемориальная доска (автор - архитектор Ж. М. Вержбицкий) с текстом: «В этом доме с 1945 г. по 1967 г. жил народный артист СССР Николай Павлович Акимов».
В 2001 году в фойе Театра Комедии открыта мемориальная доска Н. П. Акимову. (скульптор Г. Д. Ястребенецкий, архитектор А. А. Гавричков).
В 2011 году в Театре Комедии открыта комната-музей режиссера.
Семья Николая Акимова
Первая жена - Надежда Кошеверова кинорежиссер. Расстались в 1934 году.
Вторая жена - Елена Юнгер, актриса.
Старшая дочь - Анна, родилась в 1934 году.
Младшая дочь - Нина, актриса Российского академического молодежного театра.
Ее матерью является известный театральный критик и сценарист Лидия Вильвовская.