Советский архитектор. Академик. В годы Великой Отечественной войны руководил работой Союза архитекторов и Академией архитектуры, возглавлял специальную мастерскую академии, где разрабатывались планы маскировки важнейших промышленных и оборонительных сооружений. Руководил разработкой Генерального плана восстановления Сталинграда.
Каро Алабян родился 26 июля 1897 года в городе Гянджа, Азербайджан. Родители мечтали дать сыну хорошее образование и с этой целью отправили его в Тифлис, где поступил в знаменитую семинарию Нерсисян. Мальчик великолепно рисовал, играл на скрипке и прекрасно пел. Вскоре параллельно с учебой в семинарии юноша стал учиться на вокальном отделении местной консерватории. В Тифлисе познакомился со многими видными представителями армянской интеллигенции - с композитором Арамом Хачатуряном, художником Мартиросом Сарьяном, и увлекся модным в те времена модернизмом.
Однако в двадцать лет Каро вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию и выбрал реалистичный стиль в искусстве. В годы Гражданской войны воевал за Советскую власть и в одном из боев спас жизнь своему однокласснику и однополчанину Анастасу Микояну. В результате молодые люди стали считать друг друга кровными братьями.
В 1923 году Алабян поступил на архитектурное отделение Высших художественно-технических мастерских. Будучи студентом, встретился с актером и режиссером Рубеном Симоновым. У них завязалась дружба, которая не прекращалась всю жизнь. В 1928 году в сотрудничестве с Хачатуряном поставили на сцене Вахтанговского театра спектакль по комедии Акопа Пароняна «Дядя Багдасар». Совместно с Микаэлом Мазманяном, оформил постановки пьес «Храбрый Назар» и «Красная маска» на сцене Первого государственного театра АрмСССР в Ереване.
В 1929 году Каро Алабян окончил вуз и отправился в Ереван. Там возглавил Первый государственный проектный институт Советской Армении. В течение двух лет, проведенных в армянской столице, талантливый архитектор создал проекты таких известных зданий, как Русский театр имени Станиславского, дом для работников Электрохимического треста, офис главного геологоразведочного управления. Кроме того, в этот период жизни преподавал на архитектурном факультете Национального политехнического университета Армении.
Каро Семенович в 1932 году окончательно переселился в столицу. Одним из первых известных зданий, созданных архитектором в Москве, стало здание Центрального академического театра Российской армии, которое спроектировал вместе с бывшим однокурсником Василием Симбирцевым. Сооружение выполнено в форме пятиконечной звезды.
В 1937 году Каро Семенович Алабян избран депутатом Верховного Совета СССР.
В довоенный период Каро Алабяном созданы проекты таких зданий, как павильоны Армянской ССР на Выставке достижений народного хозяйства в Москве и СССР на международной выставке в Нью-Йорке, состоявшейся в 1939 году. За последнюю работу, выполненную совместно с Иофаном, удостоился звания Почетного гражданина этого крупнейшего американского мегаполиса.
В годы Великой Отечественной войны Каро Семенович Алабян руководил Союзом архитекторов СССР и Академией архитектуры, а также возглавлял специальную мастерскую, в которой разрабатывались планы маскировки основных оборонительных и промышленных сооружений Москвы. В 1942 году назначен членом Комиссии по учету и охране памятников и председателем комиссии, которая должна была заниматься восстановлением городов, разрушенных войной.
В частности, именно Алабяну поручено разработать Генеральный план для разрушенного Сталинграда. Кроме того, занимался созданием проекта для восстановления главной киевской улицы - Крещатика. С 1949 года занимал должность вице-президента Академии архитектуры СССР.
В начале 1950-х годов Каро Алабян публично поспорил с Лаврентием Берией, утверждавшим, что строительство высотных зданий - экономически выгодно. Архитектор недавно вернулся из США и понимал, что при том уровне развития строительных технологий, который на тот момент был в Советском Союзе, страна не осилит осуществление подобных проектов.
Берия пришел в ярость и сделал все, чтобы добиться от Сталина отстранения Алабяна от всех должностей. Каро Семеновичу грозил также арест, так как один из его сотрудников вдруг оказался «японским шпионом». Архитектора спас его кровный брат Анастас Микоян, который нашел возможность отправить его подальше от Берии в Ереван.
Вернуться в столицу Алабян смог только в 1953 году, после смерти вождя народов и Берии. Архитектор не имел ни квартиры, ни работы. Семья скиталась по родственникам и жила на зарплату его жены - актрисы Людмилы Целиковской. К довершению всех несчастий оказалось, что у сына Саши полиомиелит и ему требуется особый уход.
Тогда Каро Семенович написал несколько писем членам Советского правительства. Обращение к руководству советского государства возымело свое действие. Семью Алабяна обеспечили жильем, а ему самому дали работу. К счастью, оказалось также, что у сына обратимая форма заболевания, и вскоре пошел на поправку. Потихоньку жизнь вошла в прежнее русло. В частности в 1954 году архитектор в соавторстве с Карликом создал проект здания сочинского морского вокзала, который долгое время являлся одним из архитектурных символов города.
Каро Семенович Алабян умер 5 января 1959 года в возрасте шестидесяти одного года от рака легких. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Два ордена Трудового Красного Знамени (16.09.1939, 06.08.1947)
Орден «Знак Почета»
Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (18.11.1940)
Медали
Гран-при на Международной выставке искусств и техники в Париже
в Ереване:
в 1928-1929 гг. - Русский театр имени К. Станиславского
в 1930-1932 гг. - жилой «шахматный» дом
Здание Центрального академического театра Российской армии (совместно с В. Н. Симбирцевым (1934-1940)
Участвовал в разработке Генерального плана реконструкции Москвы (1935)
Павильон Армянской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (в 1939 году и 1954 году К. С. Алабян и С. Сафарян)
Павильон СССР на Международной выставке в Нью-Йорке (1939; совместно с Б. М. Иофаном), за что был удостоен звания Почётного гражданина Нью-Йорка
Руководил составлением плана восстановления города Волгограда (в 1945 году с Н. Поляковым и другими архитекторами), а также планом строения жилых домов нового типа в послевоенные годы
Наземный вестибюль станции метро «Краснопресненская» (в соавторстве с Т. А. Ильиной, В. И. Алёшиной и Т. Д. Зебриковой) (1952)
Принимал участие в восстановлении главной улицы Киева - Крещатика, Сочинского морского вокзала (1954 г., совместно с Л. Б. Карликом)
Проектировал жилые дома, культурно-просветительные, правительственные здания (вместе с архитекторами М. Мазманяном и Г. Кочаряном)
Здание железнодорожного вокзала в Воронеже (построен в 1954 году)
Графика и иллюстрации
Создал ряд юмористических графических рисунков, иллюстраций к произведениям Егише Чаренца, в 1924 году вместе с М. Мазманяном оформил постановку пьес Луначарского «Красная маска» («Поджигатели»), Демирчяна «Храбрый Назар» в Первом государственном театре Армении.
В честь Каро Алабяна названы улицы в Москве и Ереване
Жена (с 1948)- Людмила Васильевна Целиковская (1919-1992), советская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР. Наибольшую популярность получила в 1940-е годы, снявшись в музыкальных комедиях военного времени «Антон Иванович сердится», «Близнецы», «Сердца четырёх», «Воздушный извозчик» и «Беспокойное хозяйство»
Сын - Александр (род. 1949)