День рождения гуру Гобинда Сингха

Последователи сикхизма, девятой по численности последователей религии в мире, 5 января отмечают день рождения гуру Гобинда Сингха - десятого и последнего сикхского гуру. Этот праздник имеет официальный статус в нескольких индийских штатах.

Гуру в индуизме и некоторых родственных религиях - это духовный учитель, который передает знание ученику и направляет его пробуждение. Десять гуру сикхизма - это десять учителей, сформулировавших сикхское учение и священное писание, начиная с гуру Нанака и заканчивая гуру Гобиндом Сингхом. Кроме того, каждый из гуру был лидером религиозной общины сикхов.

История праздника

Гобинд Сингх родился в 1666 году и был формально провозглашен лидером сикхов в девятилетнем возрасте после того, как его отец, девятый гуру Тегх Бахадур, был обезглавлен по приказу могольского падишаха за отказ принять ислам.

Гуру Гобинд Сингх вошел в историю как великий воин, гениальный поэт, знавший много языков, лидер народных масс и автор философской теории справедливой войны. Он принимал участие в 14 крупных сражениях против моголов и победил в большинстве из них.

У Гобинда Сингха было четверо сыновей, но все они погибли, поэтому он умер, не оставив наследника. Перед смертью он объявил, что священный текст «Гуру Грантх Сахиб» будет окончательным и вечным гуру сикхов.

Гуру Гобинд Сингх родился 22 декабря 1666 года, однако по тропическому солнечному календарю нанакшахи день его рождения выпадает на 5 января. В этот день в сикских храмах устраиваются торжественные процессии в его честь.

Философская теория справедливой войны

Гобинд Сингх считается философом теории справедливой войны, изложив пять очень строгих условий ее основания. Война должна начинаться только после того, как другие средства оказались безуспешными. В «Зафарнаме», адресованном императору Аурангзебу, он писал: «Когда у меня не осталось выбора, я стал на стезю войны и заложил стрелу в свой лук. Когда другие благие намерения оказываются безуспешными, есть право вынуть меч».

Война должна проходить без ненависти и желания реванша. Гобинд Сингх не проявлял ненависти ни к убийцам своих сыновей и отца, ни к исламу или религии моголов. Он говорил: «На поле боя я не различал сикхов или мусульман. Слыша крик боли, я видел своего Гуру, и этому своему Гуру давал воду».

Война за правоту должна вестись без желания выгоды. Гобинд Сингх не грабил и не присваивал завоеванные земли. Война может быть начата только людьми, зажженными идеалами, а не наемниками. Только при том условии, что люди эти по своей воле связаны законами чести и этики.

Вооруженный «крестоносец» должен идти в бой без страха, без того, чтобы считать свои беды, не сомневаясь в победе и не думая о последствиях. Он говорил: «Я научу воробья охотиться за коршуном, а одного человека сражаться с целым легионом».

Когда эти пять условий для Дхарма Юдх будут соблюдены, воин может идти в битву, убежденный, что ничего нет благороднее гибели за правое дело. Гуру Гобинд создал армию солдатов-святых. Себя и своих последователей он связал правилами рахматнамы - не пить, не курить, не приставать к женщинам своих противников. Себя он считал смертным и равным остальным членам Халсы.

ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100,
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.