Цветаева Марина Ивановна

Российская поэтесса. Прозаик. Переводчица. Одна из известнейших отечественных поэтов «Серебряного века». Начало ее творческой деятельности связано с кругом московских символистов. Большинство произведений созданных в эмиграции остались неопубликованными.


Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Девочка выросла в интеллигентной и творческой семье. Ее отец Иван Цветаев являлся доктором римской словесности, историком искусства, почетным членом многих университетов и научных обществ, директором Румянцевского музея и основателем Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Мать, Мария Мейн была талантливой пианисткой. Лишенная возможности делать сольную карьеру, она вкладывала всю энергию в то, чтобы вырастить музыкантов из своих детей: Марины и Анастасии.

После смерти матери, Марине на этот момент было 14 лет занятия музыкой сошли на нет. Но мелодичность осталась в стихах, которые Цветаева начала писать еще в шестилетнем возрасте, причем сразу на русском, немецком и французском языках.

В 1910 году Цветаева издала за свой счет первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Отправила его на отзыв литературному мэтру Валерию Брюсову. Поэт-символист упомянул о молодом даровании в своей статье для журнала «Русская мысль»: «Когда читаешь ее книгу, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену, видеть которую не должны бы посторонние».

На «Вечерний альбом» также откликнулись в печати Максимилиан Волошин и Николай Гумилев. В Коктебеле, в гостях у Волошина, Марина познакомилась с Сергеем Эфроном, сыном революционеров-народовольцев Якова Эфрона и Елизаветы Дурново. В январе 1912 года они обвенчались, а вскоре вышли две книги с «говорящими» названиями: «Волшебный фонарь» Цветаевой и «Детство» Эфрона. Следующий цветаевский сборник «Из двух книг» был составлен из ранее опубликованных стихов и стал водоразделом между мирной юностью и трагической зрелостью поэта.

Первую Мировую войну семья Цветаевых встретила в доме в Борисоглебском переулке. Сергей Эфрон готовился к поступлению в университет, а Марина Цветаева писала стихи. С 1915 года Эфрон работал на санитарном поезде и в 1917 году оказался мобилизован. Позже, находился в рядах белогвардейцев, из Крыма с остатками разгромленной белой армии переехал в Турцию, затем в Европу. Марина Цветаева, не получавшая в годы Гражданской войны известий от мужа, оставалась в Москве с двумя детьми.

В этот период Марина Ивановна сблизилась со студийцами-вахтанговцами. Среди ближайших друзей Цветаевой были поэт Павел Антокольский, режиссер Юрий Завадский, актриса Софья Голлидэй. Для них и под влиянием обожаемого «поэтического божества» - Александра Блока - Цветаева написала «романтические драмы». Их легкий изящный слог уносил молодую поэтессу в прекрасные дали, прочь от замерзающей военной Москвы.

В феврале 1920 от голода умерла младшая дочь Марины Цветаевой, а через год из-за границы пришла весточка от Эфрона, и Цветаева решила ехать к нему. В мае 1922 года супруги встретились в Берлине, который на начала 1920-х годов выступал издательской Меккой русской эмиграции. В 1922–1923 годах у Цветаевой здесь вышло пять книг. Чуть раньше в Москве были опубликованы сборник «Версты», драматический этюд «Конец Казановы» и поэма-сказка «Царь-девица».

Сергей Эфрон учился в Пражском университете, который предлагал беженцам из России бесплатные места. Цветаева с дочерью отправились за ним в Чехию. Снимать квартиру в Праге оказалось не по карману, поэтому несколько лет ютились в окрестных деревнях. В Чехии родились «Поэма горы» и «Поэма конца», «русские» поэмы-сказки «Мо́лодец», «Переулочки», драма «Ариадна», был начат «Крысолов» - переосмысление немецкой легенды о крысолове из города Гаммельн. В чешской эмиграции начался эпистолярный роман Цветаевой с Борисом Пастернаком, длившийся на протяжении почти четырнадцати лет.

В 1925 году семья Цветаевых-Эфронов, уже с сыном Георгием, переехали в Париж. Столица русского зарубежья встретила их, на первый взгляд, приветливо. С успехом прошел поэтический вечер Цветаевой, ее стихи публиковали. В 1928 году в столице Франции вышла книга «После России»: последний прижизненно изданный сборник поэта.

Разногласия между независимой Мариной Цветаевой и русской интеллигенцией старой закалки становились все более явными. Ее нравы слишком отличались от привычек мэтров, которые здесь царствовали: Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, Владислава Ходасевича и Ивана Бунина. Цветаева перебивалась случайными заработками: читала лекции, писала статьи, делала переводы. Ситуацию усугубляло то, что эмигранты, в большинстве не принявшие революцию, смотрели косо на Сергея Эфрона, который к этому времени стал сторонником большевизма, вступил в ряды «Союза возвращения на родину». Эфрон настаивал, что попал в стан белогвардейцев случайно. В 1932 году подал прошение, чтобы получить советский паспорт, и был завербован НКВД.

В марте 1937 года в Москву уехала Ариадна Эфрон. Выпускница Высшей школы Лувра, историк искусства и книжный график, она устроилась в советский журнал, который выходил на французском языке. Много писала, переводила. Осенью 1937 года приехал в Москву и Эфрон. Его поселили на даче в Болшеве, и жизнь, казалось, наладилась.

Марина Цветаева не разделяла восторгов своей семьи и надежд на счастливое будущее в Советском Союзе. И все-таки в июне 1939 года приехала в СССР. Через два месяца арестовали Ариадну, а еще через полтора - Сергея Эфрона. Для Марины и четырнадцатилетнего Георгия - по-домашнему Мура – начались тяжелые времена. Жили они то у родственников в Москве, то на даче писательского Дома творчества в Голицыне. Пытались добиться свидания с родственниками или хоть что-то узнать о них.

С огромным трудом и не сразу удалось снять комнату, где Цветаева продолжала работать. Зарабатывала на жизнь переводами. В 1940 году вышла рецензия критика Корнелия Зелинского, заклеймившего предполагавшуюся к выпуску книгу Цветаевой страшным словом «формализм». Для поэта это значило закрытие всех дверей.

В разгар фашистского наступления на Москву, 8 августа 1941 года Цветаева с сыном отправились с группой писателей в эвакуацию в город Елабуга, Республика Татарстан. Провожать их на речной вокзал пришли Борис Пастернак и молодой поэт Виктор Боков. Именно в этот момент в мыслях поэтессы не нашлось выхода из всей сложившейся жизненной ситуации.

Марина Ивановна Цветаева погибла 31 августа 1941 года покончив жизнь самоубийством. Похоронена на Петропавловском кладбище в городе Елабуга, Республика Татарстан.


Семья Марины Цветаевой

Бабушка по материнской линии - Мария Лукинична Бернацкая, полька.

Отец - Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед. В дальнейшем стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.
Мать - Мария Мейн (по происхождению - из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна.  

Младшая сестра - Анастасия.
Единокровные брат Андрей и сестра Валерия.

Муж - Сергей Яковлевич Эфрон (1893-1941)

Дочь - Ариадна (1912-1975).
Дочь - Ирина (13.04.1917-15.02.1920), умерла от голода в Кунцевском детском приюте.
Сын - Георгий («Мур») (01.02.1925-17.07.1944), погиб на фронте; по данным ОБД «Мемориал», похоронен в братской могиле в г. Браслав Витебской области, Белоруссия).

Творчество Марины Цветаевой

Сборники стихов

1910 - «Вечерний альбом»
1912 - «Волшебный фонарь»
1913 - «Из двух книг»
1913 - «Юношеские стихи»
1922 - «Стихи к Блоку»
1922 - «Конец Казановы»
1920 - «Царь-девица»
1921 - «Версты»
1921 - «Лебединый стан»
1922 - «Разлука»
1923 - «Ремесло»
1923 - «Психея. Романтика»
1924 - «Молодец»
1928 - «После России»
сборник 1940 года

Поэмы

Чародей (1914)
На Красном Коне (1921)
Горы (1924, 1939)
Поэма Конца (1924)
Крысолов (1925)
С моря (1926)
Попытка комнаты (1926)
Поэма Лестницы (1926)
Новогоднее (1927)
Поэма Воздуха (1927)
Красный бычок (1928)
Перекоп (1929)
Сибирь (1930)
Поэмы-сказки
Царь-Девица (1920)
Переулочки (1922)
Мо́лодец (1922)
Незавершенные
Егорушка
Несбывшаяся поэма
Певица
Автобус
Поэма о Царской Семье

Драматические произведения

Червонный валет (1918)
Метель (1918)
Фортуна (1918)
Приключение (1918-1919)
Пьеса о Мэри (1919, не завершена)
Каменный Ангел (1919)
Феникс (1919)
Ариадна (1924)
Федра (1927)

Мемуары

«Мать и музыка»
«Сказка матери»
«История одного посвящения»
«Дом у Старого Пимена»
«Повесть о Сонечке»

Память о Марине Цветаевой

Памятники

Памятник в Борисоглебском переулке в Москве рядом с домом № 9 стр. 4, напротив дома-музея Цветаевой.

Памятник «Серебряный век» в Одессе. Скульптура представляет собой поэтесс Марину Цветаеву и Анну Ахматову. Открыт в апреле 2013 года.

Памятник Марине Цветаевой в городе Таруса на берегу Оки. Открыт 8 октября 2006 г. Авторы - архитектор Б. А. Мессерер, скульптор В. Б. Соскиев

Памятник Марине Цветаевой работы Зураба Церетели был открыт 16 июня 2012 года, к 120-летию со дня рождения поэтессы во Франции, в городе Сен-Жиль-Круа-де-Ви

Бронзовый двухметровый памятник Марине Цветаевой работы Зураба Церетели был открыт в мае 2018 года, к 125-летию со дня рождения поэтессы, в московском районе Строгино во дворе школы № 1619, которая с 1996 года носит имя поэтессы.

Улицы и станции метро

В честь Цветаевой названы улицы в ряде городов России: есть улица Марины Цветаевой в Королеве, улица Цветаевой в Абакане, улица Цветаевой в Липецке (Сселки), улица Цветаевой в Томске.

В Киеве имеется улица Марины Цветаевой, на которой находилась станция линии скоростного трамвая «Цветаевой», а в настоящее время в стадии разработки находится станция метро «Улица Цветаевой».

Малая планета

К 90-летию со дня рождения поэтессы астрономы Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина и Людмила Журавлева назвали малую планету, открытую ими 14 октября 1982 года, (3511) Tsvetaeva.

Музеи Цветаевой и ее семьи

Музей семьи Цветаевых в Тарусе, на берегу Оки установлен памятник Марине Цветаевой, автор которого Борис Мессерер

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве.

Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве (г. Королев)

Дом-музей семьи Цветаевых в Иванове, с. Ново-Талицы

Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в г. Александров Владимирской области.

Литературно-художественный музей М. Цветаевой в Башкортостане, с. Усень-Ивановское

Мемориальный комплекс Марины Цветаевой в Елабуге.

Музей Марины и Анастасии Цветаевых в городе Феодосия

Документальные фильмы

«Гибель Марины Цветаевой» (1989, реж. Сергей Демин). Фильм с участием Анастасии Цветаевой, литературоведов М. И. Белкиной и Вероники Лосской.

Марины Голдовской 1989 года «Мне девяносто лет, еще легка походка…» об Анастасии Цветаевой и ее воспоминаниях о Марине Цветаевой.

«Настанет свой черед» (1990, Лентелефильм, реж. Л. Цуцульковский). Фильм о Марине Цветаевой с участием Анастасии Цветаевой и литературоведа М. И. Белкиной.

«Осень. Таруса. Цветаева…» (1990, Главная редакция программ для детей ЦТ). В фильме принимает участие Анна Саакянц - литературовед и специалист по творчеству Марины Цветаевой.

«Не похороните живой!..» (1992, автор и режиссер Валентина Проскурина). В фильме принимает участие Анна Саакянц - литературовед и специалист по творчеству Марины Цветаевой.

Татьяны Маловой «Цветаева Марина. Роман ее души» (2002 г.[51]).

Андрея Осипова «Страсти по Марине» 2004 года, получивший приз «Золотой Витязь», премию «Ника» за лучший документальный фильм 2004 года

Телецикл «Исторические хроники»: 1972 год - Марина Цветаева (74-я серия)

Ольги Нифонтовой «Вдохновенная Марина» 2008 года.

«Парижская элегия: Марина Цветаева» (2009, «СМ-Фильм», автор и режиссер Александра Свинина). В фильме принимает участие литературовед Вероника Лосская.

В телецикле «Острова» (т/к «Культура»): «Марина Цветаева. Последний дневник» (2012, реж. Андрей Судзиловский).

«Марина Цветаева. Предсказание» (2012, реж. Сергей Браверман, автор и ведущий Сергей Медведев).

Художественные фильмы

«Очарование зла» (2005 год), режиссер М. Козаков. Фильм повествует о жизни русской эмиграции в Париже в начале 30-х годов XX века. В киноленте затронута жизнь Марины Цветаевой в Париже, показано сотрудничество Сергея Эфрона с органами ОГПУ и его бегство в СССР. В роли Марины Цветаевой - Галина Тюнина.

«Луна в зените» (2007 год), российский четырехсерийный фильм Дмитрия Томашпольского, снятый по мотивам неоконченной пьесы Анны Ахматовой «Пролог, или Сон во сне». В роли Марины Цветаевой - Наталия Фиссон.

«Маяковский. Два дня» (2011 год), режиссеры Дмитрий Томашпольский, Алена (Елена) Демьяненко. В роли Марины Цветаевой - Наталия Фиссон.

«Зеркала» (2013 год), режиссер Марина Мигунова. Фильм охватывает события в жизни Марины Цветаевой в юности, в годы эмиграции, возвращение в сталинскую Россию. В роли Марины Цветаевой - Виктория Исакова.

30.07.2020
Связанные новости и события
  • 26.09.2022
    26 сентября 2022
    День рождения Марины Цветаевой
    Сегодня 130 лет со дня рождения известной поэтессы. Она считается одной из выдающихся отечественных поэтов «Серебряного века». Начало ее творческой деятельности связано с кругом московских символистов. Большинство произведений созданных в эмиграции остались неопубликованными.
  • 20.07.1946
    20 июля 1946
    Вышел первый номер журнала «Грани»
    Первый номер ежеквартального русского межконтинентального журнала литературы, искусства, науки и общественной мысли «Грани» вышел 20 июля 1946 года. Главным редактором издания стал Евгений Романов, член руководства Народно-трудового союза российских солидаристов и другими представителями второй эмиграции, которые попали в Германию из СССР во время Второй мировой войны.
  • Российская Поэтесса
  • Прозаик и переводчица
  • Одна из крупнейших поэтов XX века

Дата рождения: 26 сентября 1892 года (130 лет назад)
Дата смерти: 31 августа 1941 года (81 год назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100,
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.