Тадж-Махал - мавзолей-мечеть в Агре, на севере индийского штата Уттар-Прадеш, является одним из шедевров мировой архитектуры. Построен по приказу правителя Шаха Джахана, в честь супруги Арджуманд Бану, отмечая таким образом 18 лет счастливого брака и ее кончину при рождении их четырнадцатого ребенка в 1631 году. В знак своей любви и в память о супруге.
Постройка началась на следующий год. Считается, что главное здание было построено за 8 лет, но весь комплекс закончили только в 1653 году. Точно неизвестно, кто был архитектором Тадж-Махала, однако честь его создания часто приписывают индийскому архитектору персидского происхождения по имени Устад Ахмад Лахори. Из Персии, Османской империи и стран Европы были приглашены лучшие каменщики, ремесленники, скульпторы и каллиграфы.
Комплекс, находящийся на юго-западном берегу реки Ямуна в Агре, состоит из пяти основных построек: это дарваза, или главные ворота; багееча, или сад; мастжид, или мечеть; наккар зана, или дом отдыха, и рауза, сам мавзолей, где находится гробница. Уникальный стиль Тадж-Махала сочетает элементы персидского, среднеазиатского и исламского характера архитектуры. Среди достопримечательностей комплекса - мраморный пол в черно-белую шахматную клетку, четыре 40-метровых минарета по углам мавзолея и величественный купол в центре.
Написанные вокруг арочных проемов суры из Корана кажутся одного размера, независимо от того, на каком расстоянии от пола они находятся - эта оптическая иллюзия создается при помощи более крупного шрифта и расстояния между буквами по мере увеличения высоты надписи. В мавзолее Тадж-Махал есть и другие оптические иллюзии. Ворота к садам мавзолея с изящными мраморными арками, куполообразными камерами на четырех угловых башнях и двумя рядами 11 маленьких куполов-зонтиков над самым входом.
Чар-Багх - неотъемлемая часть Тадж-Махала, в духовном смысле символизирующие рай, куда вознеслась Мумтаз-Махал, а в художественном подчеркивающие цвет и текстуру сооружения. Темные кипарисы усиливают блеск мрамора, а каналы, сходящиеся на центральной площадке для обозрения, не только дают прекрасное второе изображение памятника, но и добавляют на рассвете и закате мягкую подсветку. По обе стороны расположены два почти одинаковых здания: к западу - мечеть, к востоку - здание, которое, возможно, служило павильоном для гостей, хотя его основная цель обеспечить полную симметрию всему архитектурному ансамблю.
Сразу под главным куполом находится кенотаф Мумтаз-Махал, надгробие тонкой работы, окруженное перфорированными мраморными плитами, украшенными десятками разных полудрагоценных камней. Здесь же установлен, нарушая симметрию, кенотаф шаха Джахана, погребенного свергшим его сыном Аурангзебом. Свет проникает в центральную комнату через резные мраморные ширмы. Настоящие могилы Мумтаз-Махал и шаха Джахана находятся в закрытой комнате на цокольном этаже под главным залом. Их нельзя увидеть.
В 1983 году Тадж-Махал включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и сегодня выглядит так же безукоризненно, как и после окончания строительства, хотя масштабная реставрация была проведена в начале XX века. В 2002 году вследствие того, что здание постепенно потеряло цвет из-за сильной загрязненности города, его освежили, применив рецепт косметической маски для лица, которым пользовались индийские женщины для сохранения красоты кожи.