Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса в Олимпии является единственным из Семи чудес света, которое располагалось в материковой части Европы. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Она была изготовлена из золота, дерева и слоновой кости, в так называемой хрисоэлефантинной технике. Мраморный храм Зевса превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы.

История появления статуи связана со спортивными играми, которые по традиции проводились один раз в 4 года. Поскольку Олимпийские игры были масштабны и собирали представителей из Египта, Сирии, Малой Азии и Сицилии, для их проведения требовалось большое вместительное сооружение. На основании этой потребности властями Олимпии было принято решение о строительстве большого храма, который смог бы свободно вмещать всех.

На возведение храма потребовалось около 15 лет. Руководил работами архитектор Лебон. Наконец в 456 году Храм, или Дом Зевса предстал на обозрение горожан. Храм был построен в духе знаменитых святилищ Олимпии, но он значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению. Так, здание Зевса красовалось на платформе прямоугольной формы, а его крышу удерживали 13 колонн 2-метрового диаметра. В высоту они достигали до 10 м. Всего для украшения новейшей конструкции понадобилось 34 колонны.

Однако каким бы величественным ни был храм, полноценным без своего божества он просто не представлялся, и в Афины по приглашению правительства, прибыл скульптор Фидий. Задача перед ним стояла такая - создать статую Зевса в лучшем виде, и скульптор не подвел. Согласно разным данным, в высоту скульптура громовержца занимала от 12 до 17 м. На изготовление конструкции небывалой красоты ушло около 200 кг золота.

Почитаемое олимпийцами божество занимало трон, изготовленный из слоновой кости, золота, драгоценных камней и черного дерева. Голову громовержца венчали ветви оливкового дерева - символ миролюбия. Сама статуя была изготовлена из слоновой кости розового цвета, поэтому она казалась живой, реалистичной. В одной руке Зевс держал фигурку богини Ники, а другой опирался о скипетр, декорированный золотым орлом. Установленная на возвышении, статуя божества по высоте соответствовала 4-этажному зданию.

Величественный Зевс восседал на троне обнаженным по пояс, но его тело прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. Ноги бога-громовержца стояли на скамье. Трон был установлен на пьедестал, размеры которого также были внушительны - 9,5 х 6,5 м. Трон мастер заполнил изображениями, содержащими мифологические сцены древней греческой земли. На его ножках было по 4 богини Ники. На перекладинах, соединявших ножки, изображались сцены спортивных соревнований или войн.

Каркас статуи был покрыт пластинками слоновой кости, играющими роль кожи, а одеяние было изготовлено из чистого золота. Но стыки между материалами были скрыты настолько тщательно, что статуя имела вид монолитного объекта. Вдоль каждой стены храма соорудили специальные площадки для зрителей. Согласно распоряжению Фидия, у подножья обустроили бассейн и сначала наполнили его водой, а сверху оливковым маслом.

Свет, проникавший сквозь открытые двери сооружения и ниспадавший на бассейн, отражался в маслянистой темной глади воды, таинственно окутывая лицо и плечи скульптуры. Вся фигура громовержца блестела из-за обработки оливковым маслом, чтобы избежать образования трещин на слоновой кости - она чутко реагировала на влажность. Пол перед статуей был выстлан черным мрамором, и это отделенное пространство было окаймлено приподнятой полосой, изготовленной из паросского мрамора. Она и задерживала сливающееся масло.

Статуя Зевса в Олимпии простояла почти 800 лет. Когда к власти пришел римский император Феодосий I, принявший христианскую веру, спортивные состязания в Олимпии были запрещены как языческое мероприятие. Храм перестал представлять культурную ценность, и подвергся разграблению. Лица, наделенные властью, приняли решение сохранить ценную статую, и в 363 году ее благополучно переместили в Константинополь. Но в V веке при пожаре в византийском дворце римского императора уникальное творение талантливого Фидия сгорело.

В 1829 году группой французских археологов были проведены раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Им удалось отыскать очертания самого храма и некоторые фрагменты скульптур и барельефов, изображающие подвиги Геракла. Найденные экспонаты, представляющие историческую ценность, можно увидеть в Парижском Лувре. Спустя 46 лет Олимпию посетили немецкие археологи, которым повезло немного больше - они нашли больше фрагментов легендарных скульптур, фундамент храма и даже бассейн.

ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.