Русские войска 2 июля 1556 года заняли Астрахань. Тем самым было ликвидировано Астраханское ханство, которое вошло в состав Русского государства, что позволило добиться контроля над всем бассейном Волги и получить прямой выход в Каспийское море. К тому времени ханство так ослабло, что царь отправил отряд из 3-х тысяч человек, под руководством воеводы московских стрельцов Ивана Черемисинова-Караулова.
После завоевания мусульманского Казанского ханства и штурма его столицы, царь решил подчинить своему влиянию южного соседа, бывшего противника. Покорение Астраханского ханства позволило добиться контроля над всем бассейном Волги и получить прямой выход в Каспийское море. Поводом к началу военных действий стало пленение местным ханом Ямгурчеем московских послов в Астрахани.
Весной 1554 года по Волге в сторону Астрахани отправилось войско во главе с князем Пронским. Русский авангард под командованием князя Вяземского 29 июня 1554 года нанес поражение головному отряду астраханцев у Черного острова. После этого Ямгурчей не стал вступать в новое сражение и при приближении русских к Астрахани бежал из города в турецкую крепость Азов. Русские без боя заняли Астрахань. Там воцарился противник Ямгурчея и союзник московского царя - хан Дервиш-Али, обещавший поддержку Москве.
Однако в 1556 году Дервиш-Али перешел на сторону врагов России - Крымского ханства и Османской империи, спровоцировав этим новый поход русских на Астрахань. Его возглавил воевода Черемисинов. Сначала донские казаки атамана Филимонова нанесли поражение ханскому войску под Астраханью, после чего 2 июля Астрахань вновь была взята без боя.
В результате этого похода Астраханское ханство было полностью подчинено Московской Руси. После покорения Астрахани русское влияние распространилось до Кавказа. В 1559 году князья Пятигорские и Черкасские просили Ивана Грозного прислать им отряд для защиты против набегов крымских татар и священников для поддержания веры. Царь послал им двух воевод и священников, которые обновили павшие древние церкви, а в Кабарде проявили широкую миссионерскую деятельность, крестив многих в Православие.