Русский композитор. Основоположник русской национальной оперы.
Автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила».
Его сочинения оказали влияние на крупнейших русских композиторов.
Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасское, Смоленская губерния. С десяти лет мальчик начал учиться игре на фортепьяно и скрипке. В 1817 году родители привозят Мишу в Санкт-Петербург и устраивают в Благородный пансион при Педагогическом институте. Именно в этот период начинающий музыкант берет уроки у крупнейших музыкантов.
По окончании пансиона в 1822 году Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди.
В 1830 году композитор уезжает за границу: сначала в Италию, затем в Австрию и Германию. В Италии изучает прославленный вокальный стиль «bel canto» и сам много сочиняет в «итальянском духе». Через три года Глинка уезжает в Германию и работает в области композиции, полифонии.
Вернувшись в Россию с новыми произведениями и обширными планами создания русской национальной оперы, Глинка, после долгих поисков сюжета для оперы, по совету Жуковского, останавливается на предании об Иване Сусанине. Премьера первой классической национальной русской оперы «Жизнь за царя» состоялась 9 декабря 1834 года на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге. В произведении Михаил Иванович сумел возвысить до трагедии народный напев. Вскоре после постановки композитора назначили капельмейстером придворной певческой капеллы, которой руководил в течение двух лет.
В 1837 году Глинка приступил к работе над оперой «Руслан и Людмила», которая шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто. Из-за смерти Пушкина был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе любителям из числа друзей и знакомых - Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову, Николаю Маркевичу и другим.
Премьера оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила», по одноименной поэме Александра Пушкина с сохранением стихов подлинника, состоялась 9 декабря 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге. Произведение не было встречено с восторгом - и виной тому была публика, оказавшаяся не готовой к восприятию глинковских музыкальных новаторств, ухода от традиционной итальянской и французской оперных школ.
В 1844 году Михаил Иванович уезжает в Испанию. Творческим результатом этой поездки явились испанские увертюры: «Арагонская охота» и «Ночь в Мадриде», написанные на испанские народные темы. По возвращении из-за границы создает свое значительнейшее симфоническое произведение, «Камаринскую». В 1852 году Глинка вновь уезжает за границу, где проводит с небольшим перерывом последние годы своей жизни.
Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине от воспаления легких, в возрасте 52-х лет. Великого композитора скромно похоронили на небольшом лютеранском кладбище. Через несколько месяцев, по настоянию младшей сестры Людмилы, прах Глинки был перевезен в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. На могиле Михаила Ивановича установили памятник, созданный по эскизу скульптора Ивана Горностаева.
Оперы
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)(1836)
«Руслан и Людмила» (1837-1842)
Симфонические произведения
Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
«Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)
«Вальс-фантазия» (1839 - для фортепиано, 1856 - расширенная редакция для симфонического оркестра)
Камерно-инструментальные сочинения
Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)
Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
«Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)
Романсы и песни
«Венецианская ночь» (1832)
Патриотическая песня (была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год)
«Я здесь, Инезилья» (1834)
«Ночной смотр» (1836)
«Сомнение» (1838)
«Ночной зефир» (1838)
«В крови горит огонь желанья» (1839)
Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840)
«Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
«Жаворонок» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
«Признание» (1840)
«Слышу ли голос твой» (1848)
«Заздравный кубок» (1848)
«Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
«Мери» (1849)
«Адель» (1849)
«Финский залив» (1850)
«Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
«Не говори, что сердцу больно» (1856)
«Я помню чудное мгновенье» (на стихотворение Пушкина)
Первый памятник Глинке был поставлен в 1885-87 гг. в смоленском саду Блонье на средства, собранные по подписке. Дореволюционный памятник Глинке сохранился также в Киеве.
С 1884 по 1917 гг. в Российской империи вручались Глинкинские премии.
С 1966 по 1991 ежегодно присуждались Государственные премии РСФСР имени М. И. Глинки.
На киностудии «Мосфильм» сняты два биографических фильма - «Глинка» (1946) и «Композитор Глинка» (1952).
К 150-летию со дня рождения композитора его имя было присвоено Государственной академической капелле.
В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское был открыт Дом-музей М. И. Глинки.
Имя присвоено Новосибирской государственной консерватории и Челябинскому театру оперы и балета.
Именем Глинки названа улица в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Жена - Мария (Марья) Петровна Иванова.