Социально-философский, научно-фантастический роман Ивана Антоновича Ефремова «Туманность Андромеды» начал публиковаться 5 января 1957 года в первом номере журнала «Техника - молодежи». Отрывки книги печатались в газетах «Пионерская правда» и «Комсомольская правда».
В виде книги впервые опубликован в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» в 1958 году в количестве 165 000 экземпляров. После этого многократно переиздавался и был переведен на десятки языков мира. Роман входит в авторский цикл «Великое Кольцо».
«Туманность Андромеды» является классической коммунистической утопией о далеком будущем. Автор фокусирует внимание на социальных и культурных аспектах общества. Основные герои имеют профессии историка, археолога, командира космического корабля.
Описываемое в романе общество автор предлагает считать идеальным, но в то же время есть попытка показать конфликт общества и ученого, добровольно принявшего наказание за свой рискованный научный эксперимент, причинивший значительные разрушения. В романе есть и несколько эпизодов, описывающих битву экипажа звездолета «Тантра» с инопланетными существами-хищниками и, одновременно, с повышенной гравитацией их планеты.
Существует мнение, что в определенной степени роман «Туманность Андромеды» явился своеобразным ответом роману «Звездные короли» Эдмонда Гамильтона, написанному в 1949 году. Ефремов решил написать свое видение будущего, где не будет места королевствам, войнам и прочим пережиткам нашего времени.
Ефремов утверждал, что работа над «Туманностью Андромеды» была для него очень сложной из-за того, что роман создавался в жанре научной фантастики. По словам Ефремова, мысль о космосе и межгалактических путешествиях привлекала его задолго до вывода на орбиту Земли первого советского искусственного спутника.
Знакомство с несколькими десятками зарубежных фантастических романов, в которых описывались гибель человечества и космические войны межпланетных цивилизаций, вызвало полемическое желание предложить свою, гуманистическую концепцию освоения Космоса. Таким образом, возникла идея «Великого Кольца». Именно так сначала и предполагалось назвать роман. Но во время работы над рукописью на первое место вышел образ человека будущего.