В неаполитанском городке Фонди, 20 сентября 1378 года мятежными кардиналами был избран первый «альтернативный» римский папа Роберт Женевский, принявший имя Климента VII. Прошедшие ранее выборы Урбана VI были объявлены незаконными и недействительными, как совершенные под давлением толпы. С этого момента сразу два претендента объявили себя истинными папами и начался раскол Римско-католической церкви.
«Великий раскол» в Римско-католической церкви - период в истории папства 1378-1417 годов, начало которому положило избрание на папский престол одновременно двух пап - Урбана VI и Клемента VII. Данный период еще называют Великая Смута или Великая Схизма. Раскол в церкви произошел после смерти Папы Римского Григория XI в 1378 году, который, находясь на смертном одре, подписал документ, наделявший кардиналов широкими правами в выборах нового папы.
Под влиянием римской толпы кардиналы, после смерти Григория XI, избрали неаполитанца Урбана VI. Вскоре политика нового Папы привела к недовольству среди кардиналов. А когда Урбан VI заявил о намерениях реформировать курию и кардинальскую консисторию, французские кардиналы отказались ему подчиняться и объявили, что он душевнобольной. Выборы Урбана были объявлены незаконными и недействительными, как совершенные под давлением толпы.
Альтернативным Папой 20 сентября 1378 года был избран кардинал-француз Роберт Женевский, принявший имя Климента VII. Почти сразу оба Папы занялись активным упрочением своих позиций. Оба ставили своих кардиналов, создавали свои курии, свои фискальные системы. Вскоре последовали взаимные анафемы. Тем самым церковный раскол стал свершившимся фактом. Схватка двух Пап завершилась бесславной вооруженной борьбой в Италии, а Рим раскололся на две партии.
У церкви появилось две главы - двое Пап, две курии, и соответственно поступающие из Рима и Авиньона в равной степени претендующие на свою законность назначения, противоречащие друг другу постановления, налагаемые и той и другой стороной налоги - все это создавало анархию в управлении церковью.
В этой обстановке блюстителями распадающегося церковного порядка стали выдавать себя светские князья, от их воли зависело осуществление того или иного папского постановления. Тем самым соперничающие между собой Папы сами предоставляли возможность государству стать над церковью и содействовать созданию национальной церковной автономии.