Первым в мире киносъемочным павильоном считается Черная Мария, сооруженный 1 февраля 1893 года около лаборатории Томаса Эдисона в Вест-Орандже, штат Нью-Джерси, США. Черная Мария служит образцом для многочисленных подражаний.
Павильон, постройка которого завершилась в 1893 году, предназначался для проведения съемок кинороликов при помощи Кинетографа, сконструированного группой Уильяма Диксона под руководством Эдисона. Строительство, начатое в декабре 1892 года, обошлось в 637 долларов США, которые были вложены в расчете на будущую прибыль от продажи Кинетоскопов и демонстрации отснятых фильмов.
Павильон получил свое название из-за внешнего сходства с полицейскими тюремными каретами, которые имели такое же неофициальное прозвище. Название студия получила с легкой руки своих сотрудников Диксона и Кэмпбелла, из-за тесноты, духоты и стен черного цвета. Сам Эдисон в разговорах называл собственное детище «конурой», но это имя не прижилось.
Помещение состояло из двух комнат, одна из которых была сценой, где происходило снимаемое действие, а в другой располагались операторы с Кинетографом. Здание было устроено с таким расчетом, чтобы максимально использовать дневной солнечный свет, поскольку электрическим освещением для киносъемки еще не пользовались.
Во многом Черная Мария была аналогична распространенным в те годы студиям с остекленными крышами для фотосъемки, но кроме похожего устройства обладала возможностью поворачиваться вокруг вертикальной оси для выбора наиболее выгодного направления освещения. Для этого весь павильон был установлен на платформу с колесами, опирающимися на кольцевые рельсы.
Толевая крыша помещения была закреплена на шарнирах и поднималась, обеспечивая доступ свету от Солнца или небосвода. Внутри павильона были также проложены рельсы, по которым на тележке мог передвигаться Кинетограф для съемки с разных точек. Одним из первых кинороликов, отснятых здесь, считается хронофотографический снимок «Чихание Фреда Отта», датированный 1893 годом. Это старейший фильм, из хранящихся в Библиотеке Конгресса США.
Когда кинематограф начал получать популярность, к Черной Марии стали стекаться многочисленные претенденты на роли в фильмах Эдисона. Среди них были танцоры, борцы, фокусники и водевильные актеры. Обилие подобной публики, проводившей время в ожидании работы, Эдисон использовал для саморекламы, охотно позируя для газетных фоторепортеров.
После постройки киностудией Эдисона нового здания со стеклянной крышей в Нью-Йорке, Черная Мария была закрыта, начиная с января 1901 года. В 1903 году Эдисон решил снести постройку, не приносящую дохода. Здание было вновь построено Службой национальных парков США в 1954 году по сохранившимся чертежам, и сейчас в нем располагается Национальный Музей Эдисона в Вест-Орандже. В 1981 году был учрежден ежегодный кинофестиваль «Черная Мария».