На заседании Вселенского собора в базилике Святого Петра 18 июля 1870 года Западной церковью принят догмат о непогрешимости, безошибочности Папы Римского. С таким предложением выступил понтифик Пий IX. По итогам открытого голосования 533 прелата сказали «placet» и двое - «non placet».
Согласно данному догмату, вероучительная «безошибочность папы является даром Святого Духа, данным папе, как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства, а не из-за его личных качеств, как и любой другой христианин, Папа не огражден от совершения грехов и нуждается в покаянии и исповеди».
Хотя непогрешимость и не мыслилась «тотальной», а распространялась лишь на решения Папы по вопросам веры и морали, выносимые им как верховным пастырем католиков, придание ей «силы закона» вызвало резкие протесты широких кругов верующих и способствовало росту в мире антиклерикальных настроений.
Первоначально не предполагалось обсуждать догмат о непогрешимости Папы. Однако вопрос был поставлен по настоянию партии ультрамонтан и после длительных прений был решен в компромиссном варианте. В догматической конституции определены условия - произнесение ex catedra, а не частное учительство, и сфера применения - суждения о вере и нравственности, вытекающие из истолкования Божественного Откровения.
Папа только однажды воспользовался своим правом провозгласить новое учение ex cathedra. В 1950 году Папа Пий XII провозгласил догмат о Вознесении Пресвятой Богородицы. Наряду с догматом о непорочном зачатии Девы Марии и филиокве, этот догмат стал одним из главных камней преткновения в межконфессиональном диалоге между католицизмом и православием, видящим в нем нарушение догмата церковной соборности.