Пророк Мухаммед закончил «хиджру» - путешествие из Мекки в Медину 24 сентября 622 года. Впоследствии год «хиджры» стал первым годом мусульманского летоисчисления, и с этого момента начинается история ислама. Сопровождаемый сотней последователей-мухаджиров, он сплотил вокруг себя разобщенных арабов и сумел установить контроль над Мединой.
Мекка того времени - крупный центр транзитной торговли и религиозно-языческий центр. Среди проповедников, выражавших идеи политического объединения арабских племен, был и Мухаммед, выходец из древнего, но обедневшего рода. Период 610-622 годов - начало проповедей Мухаммеда в Мекке, в которых он говорил, что Аллах всемогущий каждому народу дал свое Писание и своего Пророка - для арабов таковым является Мухаммед.
Много повидавшая торговая Мекка несколько лет довольно равнодушно относилась к новоявленному мессии. Однако когда Мухаммед объявил мекканцев нечестивыми, которым следует гореть в Аду, они подвергли Мухаммеда бойкоту. Спасаясь, Мухаммед совершил переселение - хиджру - в Медину, один из крупнейших земледельческих оазисов Аравии, куда прибыл 24 сентября 622 года.
Сопровождаемый сотней последователей-мухаджиров, он сплотил вокруг себя разобщенных арабов и сумел установить контроль над Мединой. В результате, между ними, иудейскими племенами, христианами и арабами-язычниками возникла вражда.
Проповедуя ислам, Мухаммед принес новый принцип организации жизни в арабское общество. Этнолингвистическая и хозяйственно-экономическая общность дополнилась общностью культа, и бедуины стали одним народом, арабским, вошедшим в число «исторических». Ислам как религиозно-культурный феномен утверждался через принципиальное отрицание не только язычества, но и родоплеменной структуры, хотя она сохранится еще долго, но уже не будет определять основы духовно-политической жизни страны.