Епископ Православной российской церкви. Богослов. Публицист-проповедник.
Канонизирован в лике святителей за глубокую веру, любовь к Богу и искреннее благочестие.
Георгий Говоров родился 10 января 1815 года в селе Чернава, Орловская губерния. Мальчик вырос в семье священнослужителя. Получил образование в Ливенском духовном училище, в 1829 году отправлен в Орловскую Духовную Семинарию, а затем в Киевскую Духовную Академию. В феврале 1841 года пострижен в монахи с именем Феофан в честь преподобного Феофана Исповедника. Вскоре поставлен во диакона, а 7 апреля того же года во пресвитера.
В конце 1842 года Феофан направлен на должность инспектора Новгородской Семинарии, в 1845 году стал помощником инспектора Санкт-Петербургской Духовной Академии, но в следующем году подал прошение об отставке.
В 1847 году назначен членом русской духовной миссии в Иерусалиме, где пребывал до начала Крымской войны. Вернувшись на родину, преподавал в Санкт-Петербургской Академии. В середине сентября 1855 года стал ректором Олонецкой Семинарии, но меньше чем через год назначен настоятелем посольской церкви в Константинополе.
Через два года занял должность ректора Санкт-Петербургской Академии, а в 1860 году поставлен в епископы. Являлся правящим архиереем Тамбова и Владимира.
В 1866 году епископ, неожиданно для окружающих и синодальных членов подал в Святейший Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыне Тамбовской епархии. Его прошением оказались удивлены и первоначально недовольны митрополит Санкт-Петербургский Исидор и митрополит Московский Филарет.
В 1872 году ушел в затвор. Одиннадцать лет ежедневно служил литургию в домовой церкви. С 1873 года занимается переводами аскетических книг. Не последнюю роль в избрании святителем затворнического подвига сыграл пример его учителя и духовного отца по монашескому постригу епископа Иеремии Затворника, в схиме Иоанна, с которым святитель Феофан многие годы состоял в переписке.
В одном из писем более чем за пятьдесят лет вперед предсказал революцию в России. Для борьбы с революцией предлагал жесткие меры: цензуру прессы, смертную казнь за революционную деятельность. В 1876 Феофан издал перевод на русский язык первого тома «Добротолюбия», за который получил ученую степень доктора.
В последние годы страдал ревматизмом, невралгией, сердечной аритмией и головокружением, а также прогрессирующей катарактой, вследствие чего в 1888 году ослеп на правый глаз.
Скончался Феофан Затворник 19 января 1894 года в праздник Крещения Господня. При кончине богослова никто не присутствовал. Отпевание почившего совершил 23 января епископ Тамбовский Иероним при большом стечении народа. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни, во Владимирском приделе.
Епископ Феофан оставил русскому народу бесценное сокровище в виде шестидесяти духовных произведений, большинство из которых написано им во время двадцативосьмилетнего затвора в Выше и которые завещал всему русскому народу. В строках его творений можно найти источник духовного подъема, углубленности в себя и устремленности в небесную высь.
В 1988 году Феофан Затворник был канонизирован, как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.
Дни памяти святого: 23 января, день рождения святого; 19 января, день смерти и 29 июня, в день перенесения мощей Феофана Затворника.
Деятельность Феофана Затворника разделяется 1872 годом до и после ухода в затвор.
До затвора написаны:
Сборник проповедей «Слово архимандрита Феофана» (1859).
Слова к тамбовской пастве (1861).
Книга лекций «Путь ко спасению» (1868-1869; при жизни автора - 5 изданий) о православном образовании и воспитании (в том числе юношества).
На протяжении всего затвора (до самой смерти) в монастыре написаны:
«Письма о христианской жизни» (4 выпуска; полностью издано после смерти в 1898-1901 годах) - размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества.
«Письма к различным лицам о разных предметах веры и жизни.» (1892)
Монументальный перевод наиболее авторитетного патристического сборника - «Добротолюбия» (в 5 томах; всего 3 143 с.)
Перевод сочинения Лоренцо Скуполи под названием «Невидимая брань».
«Начертание христианского нравоучения» (1891)
«Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться».
«Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном» (1891).
Девять книг «Толкований на послания Святого апостола Павла».
Толкование послания св. апостола Павла к Филимону
Толкование послания св. апостола Павла к Колосянам
Толкование послания св. апостола Павла к Галатам
Толкование послания Апостола Павла к Титу
Толкование Первого послания Апостола Павла к Тимофею
Толкование Второго послания Апостола Павла к Тимофею
Толкование послания св. Апостола Павла к Ефесеям
Толкование первых восьми глав Послания св. Апостола Павла к Римлянам
Толкование IX - XVI глав Послания св. Апостола Павла к Римлянам
Толкование Первого Послания св. Апостола Павла к Коринфлянам
Толкование Второго Послания св. Апостола Павла к Коринфлянам
Толкование Послания св. Апостола Павла к Филиппийцам
Толкование Первого Послания св. Апостола Павла к Солунянам
Толкование Второго Послания св. Апостола Павла к Солунянам
Об употреблении нового перевода Ветхозаветных писаний
Древние иноческие уставы