Великий комедиограф Франции Мольер в своих произведениях умело сочетал пение, музыку и танец с драматургическим действием. Многие его произведения, помимо высоких художественных достоинств, имели большое общественное значение. Премьера комедии «Тартюф, или Лицемер» Мольера на придворном празднестве «Увеселения волшебного острова», где присутствовал весь свет французского общества, состоялась в Версале 12 мая 1664 года.
Если в своих ранних комедиях Мольер проводил линию социальной сатиры осторожно, то в 1660-х годах он создал свои лучшие комедии, в которых подверг критике самую верхушку французского общества. Со свойственным ему реализмом Мольер обличал пороки, создав галерею образов - лицемеров и развратников в поповской рясе или в напудренном парике.
В 1664 году Мольер создал комедию «Тартюф, или Лицемер», в которой высмеивал церковников и духовенство, угнетающих и развращающих французское общество под предлогом нравственного его исправления, этого смертельного врага театра и всей светской культуры. Комедия содержала в первой редакции 3 акта и предназначалась для показа на грандиозном празднике в Версале, к организации которого был привлечен и Мольер.
Премьера комедии «Тартюф, или Лицемер» Мольера на придворном празднестве «Увеселения волшебного острова», где присутствовал весь свет французского общества, состоялась в Версале 12 мая 1664 года. Однако пьеса расстроила праздник и вызвала бурю негодования со стороны «Общества святых даров» - тайной и влиятельной организации аристократов и духовных лиц.
В образе Тартюфа Общество усмотрело сатиру на своих членов и добилось запрета пьесы, а против Мольера возник настоящий заговор, который возглавила королева-мать Анна Австрийская. Именно она патронировала «Общество святых даров». Драматурга обвиняли в оскорблении религии и церкви, требуя за это отправить автора на костер.
Мольеру пришлось долго и много бороться за свою комедию. Он писал на имя короля прошение: «Тартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии». Но это ни к чему не привело. Мольеру пришлось переделать пьесу, ослабив резкие места.
В новом виде комедия, имевшая уже 5 актов и названная «Обманщик», была допущена королем к представлению. Но после первого же спектакля в августе 1667 года Мольер получил от парижского суда запрет на постановку. Также и архиепископ запретил исполнять и смотреть «еретическую» комедию под угрозой отлучения от церкви.
Только через полтора года Мольеру удалось добиться снятия запрета с «Тартюфа», он был представлен в третьей редакции, которая дошла и до наших дней. Успех был полным, но попытки запретить пьесу предпринимались и в последующие годы.
Мольеру принадлежит целый каскад блистательных комедий, но именно «Тартюф» подарила типаж, ставший бессмертным в веках, имя ее героя стало нарицательным, а сама пьеса - шедевром мировой драматургии. На русский язык эта комедия была переведена в 1757 году, тогда же состоялось ее первое представление в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день комедия «Тартюф» поставлена почти всеми театрами мира и сохраняется в репертуаре многих из них.