В зале здания Экономического общества Московского военного округа на Воздвиженке 5 февраля 1912 года была открыта первая выставка «Бубнового валета». На ней были представлены среди российских и такие известные зарубежные художники как Анри Матисс, Фернан Леже и Пабло Пикассо. Выставка имела большой успех - ее посетили более восьми тысяч человек, а два десятка картин экспозиции были куплены московскими коллекционерами.
Общество художников «Бубновый валет» - русская художественная группа, самое крупное творческое объединение раннего авангарда, существовавшее с 1911 по 1917 год. Художники группы порвали с традициями реалистической живописи и выступали с формалистических позиций против идейности искусства. Среди ее основателей и наиболее выдающихся художников - Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов.
Первоначально такое название носила скандальная выставка, проходившая в Москве в декабре 1910 - январе 1911 года. Впоследствии ее участники вошли в одноименное творческое объединение, которое существовало до декабря 1917 года. Это художественное объединение знаменовало в России «собой тот общеевропейский переворот в искусстве, который на пять лет раньше осуществили французские фовисты и немецкие экспрессионисты группы «Мост».
Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны решения в стиле Сезанна, фовизма и кубизма.
Происхождением своим название выставки и объединения обязано двум ассоциациям, и построено на недвусмысленной игре слов: до 1917 года «бубновыми тузами» называли каторжников - тюремное одеяние их представляло собой длинную серую посконную робу-балахон, на спину которой нашивался черный ромб - что, как и всегда, должно было делать обладателя такого наряда «клеймленным» и приметным.
Второй, также «семиотический» намек, подразумевал толкование, источником имевшее старинный французский карточный жаргон, в соответствии с которым валетовый номинал в сочетании с бубновой мастью считался и звался - «мошенником», «плутом».
Все это и должно было вызывать у добропорядочных обывателей определенную реакцию: у кого - юмористическую, у других - невольного содрогания, у третьих - раздражение и ханжеское возмущение. Однако версий истории создания названия существует много, в том числе основанных на воспоминаниях участников группы.