В городе Нью-Йорк, 28 октября 1886 года состоялось торжественное открытие Статуи Свободы. Ее автором стал скульптор Фредерик Бартольди, а внутреннюю несущую конструкцию спроектировал Гюстав Эйфель. Сооружение стоит в устье Гудзона в нью-йоркской гавани и служит приветствием как для гостей и иммигрантов, так и для возвращающихся американцев.
Идея создания монумента приписывается видному французскому мыслителю, писателю и политическому деятелю, президенту французского антирабовладельческого общества Эдуару Рене Лефевру де Лабулэ, которую он высказал в беседе со скульптором Фредериком Огюстом Бартольди, под впечатлением от победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США. Несмотря на то, что не было никаких конкретных предложений, идея вдохновила скульптора.
Репрессивная политическая обстановка времен правления Наполеона III во Франции не способствовала осуществлению этой идеи. В конце 1860-х годов Бартольди на какое-то время сумел заинтересовать сооружением огромной статуи, напоминающей Колосс Родосский, правителя Египта Исмаила-пашу. Статую первоначально планировалось установить в Порт-Саиде, и она должна была носить название «Свет Азии», но в конечном итоге правительство Египта решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для экономики Египта слишком затратными.
Задумывалась она как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 году. По взаимной договоренности Америка должна была построить пьедестал, а Франция - создать статую и установить ее в США. Однако нехватка денег ощущалась по обе стороны Атлантического океана. Во Франции благотворительные пожертвования наряду с различными увеселительными мероприятиями и лотереей позволили собрать 2,25 миллиона франков. В США для сбора средств проводились театральные представления, художественные выставки и боксерские бои.
Создать статую было поручено Бартольди. По одной из версий, натурщицей для создания эскизов Бартольди служила Изабелла Бойер, вдова Исаака Зингера. Бартольди потребовалась помощь инженеров для решения конструктивных вопросов, связанных с сооружением такой гигантской медной скульптуры. Гюставу Эйфелю, будущему создателю башни, ныне носящей его имя, было поручено спроектировать массивную стальную опору и поддерживающий каркас, который позволит медной оболочке статуи двигаться свободно, сохраняя при этом вертикальное положение.
Детальные разработки Эйфель передал своему помощнику, опытному инженеру по строительным конструкциям Морису Кехлину. Медь для статуи была закуплена из имеющихся запасов на складах фирмы Société des métaux предпринимателя Эжена Секретана. Ее происхождение не было задокументировано, но исследования 1985 года показали, что в основном она была добыта в Норвегии на острове Кармей.
Легенда о поставках меди из Российской Империи была проверена энтузиастами, но не нашла документального подтверждения. Бетонное основание под статуей изготовлено преимущественно из портландцемента, доставленного в 1884 году в количестве 1 360 тонн и произведенного немецкой фирмой «Дикерхофф», выигравшей тендер на поставку цемента для строительства фундамента Статуи Свободы, который должен был стать крупнейшей в мире бетонной конструкцией того времени.
Еще до завершения проектных работ Бартольди организовал в мастерской Gaget, Gauthier & Co начало работ по изготовлению правой руки статуи, держащей факел. В мае 1876 года Бартольди участвовал в составе французской делегации на Всемирной выставке в Филадельфии и организовал показ многочисленных картин статуи на торжествах в Нью-Йорке, посвященных этой выставке. Из-за опоздания на регистрацию рука статуи не была включена в каталоги экспонатов выставки, тем не менее она была показана посетителям и произвела сильное впечатление.
У посетителей был доступ на балкон факела, откуда они могли любоваться панорамой выставочного комплекса. В репортажах ее называли «Колоссальная рука» и «Электрический свет Бартольди». После окончания выставки рука с факелом была перевезена из Филадельфии в Нью-Йорк и установлена в Мэдисон-сквере, где простояла несколько лет вплоть до возвращения во Францию для соединения с остальной частью статуи.
Место для статуи Свободы в нью-йоркской гавани было выбрано генералом Уильямом Шерманом с учетом пожеланий самого Бартольди, на острове Бедлоу, на территории имеющего форму одиннадцатилучевой звезды форта Вуд, построенного к войне 1812 года. Затем место было утверждено Актом Конгресса 1877 года.
Статуя была завершена французами в июле 1884 года, затем разобрана на 350 частей, которые упаковали в 214 ящиков и погрузили на борт французского фрегата «Изере» для отправки в США. Груз был доставлен в нью-йоркскую гавань 17 июня 1885 года. К этому времени строительство пьедестала еще не было начато.
Сбор средств для возведения пьедестала продвигался медленно, и Джозеф Пулитцер, известный по премии Пулитцера, в своей газете «World» выступил с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта. К августу 1885 года проблемы с финансированием возведения пьедестала были решены. Строительство сооружения, спроектированного американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом, происходило с 5 августа 1885 года, когда был заложен первый камень, по 22 апреля 1886 года.
Статую собрали на ее новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие статуи Свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд, состоялось 28 октября 1886 года в присутствии нескольких тысяч зрителей. Как французский подарок к столетней годовщине американской революции, Статуя Свободы опоздала на десять лет.