В кинотеатрах страны, 20 ноября 2014 года стартовал показ драмы «Сын» режиссера Арсения Гончукова. Тяжелая, но вполне воодушевляющая картина о любви, прощении и невозможности жить в одиночестве, снятая за сущие копейки без ущерба для качества.
Андрей прикован к своей больной матери. Женщина тяжело больна шизофренией, от этого когда-то распалась семья: отец Андрея живет с другой женщиной, сестра предпочитает скрываться от родственников, тяжкую лямку ухода тянет только сын. Но Андрей не ропщет, собирает деньги на лечение в Германии, готовит документы на перелет. Буквально за день до вылета мать умирает, и Андрей теряет все, чем жил последние годы. В прострации, до конца не осознав утрату, сын отправляется в Москву, чтобы принести страшную весть сестре и отцу.
То, что качество картины никак напрямую не зависит от бюджета, - это даже не российское правило, это всемирный закон. Многомиллионные блокбастеры, бывает, разбиваются о скалы зрительского равнодушия, независимые «копеечные» картины, случается, становятся классикой и предметом культового обожания. Арсений Гончуков - один из немногих режиссеров, которые авторскими фильмами помогают соблюдать баланс между претенциозным артхаусом и откровенным собиранием бабок с непритязательного зрителя.
«Сын» - третья полнометражная работа Гончукова в кино, но его опыт не ограничивается только художественными фильмами. Фильм получился тяжелым, впрочем, это часть стиля режиссера. «Сын» «закован» в рамки оттенков серого, он душит долгими молчаливыми планами и раздает оплеухи отрывистыми диалогами, тесные кадры малюсенькой квартиры сменяются широкими панорамами и пейзажами. Даже многочисленные сцены переезда с места на место - все это знаки неприкаянности, неустроенности главного героя. Андрей некоторое время назад оказался один на один с тяжело больной, страдающей матерью, которую он бесконечно любит.
Но эта же любовь превращается в камень на его шее - мир Андрея съеживается до размеров комнаты с диваном, цели в жизни коллапсируют в идею достать деньги на госпитализацию в Германии, каждый человек теперь для него либо источник средств, либо энергетический донор с обязательными словами неискренней поддержки. Смерть единственного по-настоящему близкого человека выворачивает Андрея. Павшие оковы огрызнулись сумятицей в мыслях и действиях, сын просто утратил часть своей души, и эту утрату обязательно как-то нужно восполнить.
Нужно отдать должное Гончукову, он создал непростой образ героя и филигранно прошел с ним всю картину. Да, длинные планы временами выдают скованность актеров и ограниченность бюджета. Да, мысли и мотивации персонажей не слишком очевидны, а их бэкграунд несколько расплывчат. Да, неоднозначный финал оставляет больше вопросов, чем ответов. Но автор и не стремится оценивать своих героев - что случилось, то случилось. Просто нужно остановиться и понять, осталось ли в сердце сострадание, сохранилась ли любовь, есть ли место благодарности.
Создатели и актерский состав фильма «Сын»
Режиссер - Арсений Гончуков
Сценарист - Арсений Гончуков
Оператор - Константин Рассолов
Композитор - Станислав Полеско
Художник - Екатерина Лапынина
Продюсеры - Арсений Гончуков, Владимир Бузов, Софья Мадьярова, Лариса Дирина, Ольга Кузнецова, Ольга Мигачева
Актеры - Алексей Черных, Вадим Андреев, Елена Тонунц, Оксана Эрдлей, Лидия Омутных, Янина Когут, Валерий Карибьян, Ольга Малахова, Дмитрий Курьянов
Производство - Продюсерский центр «Арт-Лидер»
Премьера - 20 ноября 2014
Сборы в России - $4 648
Количество зрителей в России - 1 100
Жанр - драма