Долгое время считалось, что впервые в печати слово «джаз» было упомянуто 6 марта 1913 года в газете Сан-Франциско. Но в 2003 году в Нью-Йоркском университете библиотекарем Джорджем А. Томпсоном-младшим были найдены другие сведения: слово «джаз» упомянуто в газете «Los Angeles Times» от 2 апреля 1912 года.
Уже позже, в 1917 году, американский журнал «Literary Digest» авторитетно разъяснял, что «джаз - это музыка, заставляющая людей трястись, прыгать и корчиться». Есть основания предполагать, что слово «джаз» употреблялось еще в середине 19 века как название экстатического, ободряющего выкрика у негров. Но существует и множество других версий происхождения слова «джаз».
К примеру: от французского jaser - болтать, говорить скороговоркой, от африканского jaiza - название определенного типа звучания барабанов, от арабского jazib - соблазнитель. Среди основателей джаза можно отметить трубача и певца Луи Армстронга, трубача Кинга Оливера, кларнетиста Джонни Додса, пианиста Джелли Ролл Мортона.
Джаз как явление возник в 1910-х годах на юге США и быстро распространился во всех развитых странах. На родине оригинальный стиль обогащался, в частности, различными региональными музыкальными особенностями. Популярная музыка и джаз в 1920-е годы стали для многих людей почти равнозначными понятиями, при этом американские критики, в первую очередь, противопоставили его коммерческой музыкальной индустрии США.
В XX веке направление постоянно преображалось, пройдя несколько характерных этапов развития. В течение 1930-1940-х годов термин дестабилизировался свинговым бумом и би-боп-движением. Современное значение появилось в 1950-х годах, когда джаз объединили в музыкальный жанр, с описанием, соединившим разные стили всех временных периодов. Большинству разновидностей жанра свойственен свинг, вокальная экспрессия, импровизация, опора на риффы, использование ладов с блюзовыми нотами.
Постепенно джаз приблизился к сфере высокого искусства, сохранив свою противоречивую тождественность как популярной, так и академической музыке. Джаз остаётся престижным и поддерживается научными кругами, учредительными фондами, всемирной сетью фестивалей. Наследие джаза широко известно, и он продолжает влиять на мировую музыкальную культуру.
Влияние джаза на мозг человека
По результатам исследований доктора Роберта Заторре из Монреальского неврологического института, занимающегося исследованием влияния аудиоинформации на мозг, джаз является одним из самых сложных для восприятия видов музыки, требующих от мозга сложной и напряжённой работы для прослеживания и анализа гармонических построений и прогрессий.
Исполнение джаза и особенно создание джазовой импровизации является для мозга ещё гораздо более сложной задачей. Музыкальное образование, и импровизация как его часть, являются эффективными инструментами для повышения интеллектуальных способностей.