Завершилась реставрация Третьяковской галереи

Реставрация знаменитой Третьяковской галереи завершилась 7 апреля 1995 года. Этот художественный музей был основан в Москве в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. Галерея обладает одной из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись 19-20 века» является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году. На протяжении более полутора веков Третьяковская галерея росла. В 1985 году был введен депозитарий - хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи.

С 1986 по 1995 год Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке в связи с проведением капитальной реконструкции была закрыта для посетителей. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание на Крымском Валу, д. 10, которое в 1985 году было объединено с Третьяковской галереей.

Третьяковка, которая всегда была едва ли не главной московской достопримечательностью, старилась и ветшала на глазах целых поколений, но держалась до последнего. Даже когда готов был обрушиться потолок, публику пускали в пять залов, остававшихся относительно безопасными.

Потребовалось восемь лет, десятки миллиардов рублей и миллионов долларов, чтобы галерея смогла объявить: «Теперь в Москве есть первый музей мирового уровня». Музей, в котором имеется все, о чем только могли мечтать вечно обделенные работники культуры.

При Павле Михайловиче Третьякове посетители одни ходили по залам, возвещая смотрителю о своем уходе звонком колокольчика. Третьяковская галерея образца 1994 года обладает сложнейшей электронной системой музейной охраны, искусственным климатом, которому не знакомы колебания температуры, а также единственным в стране подъемником для инвалидов - признаком подлинной цивилизации, который впечатляет даже сильнее, чем все остальное.

На шедеврах, подобных поврежденному в 1911 году душевнобольным Балашовым «Ивану Грозному», установлены специальные тонкие стекла, не дающие бликов. Завезены особые стекла и для экспонирования графики. Теперь она - впервые в истории галереи - показываться публике, как и полагается по международным музейным правилам, в отдельных затемненных помещениях и не более трех месяцев подряд.

Для старого русского прикладного искусства, икон, одетых в драгоценные оклады, и миниатюр, отделанных жемчугом и изумрудами, устроена особенная «золотая кладовая». В залах, предназначенных для показа древнерусского искусства, бельгийская фирма «Мейверт» монтировала специальное оборудование, а специалисты из немецкой фирмы «Хазенкамп» помогали в развеске произведений. Впервые в отечественной музейной практике  два зала, специально посвященные скульптуре.

Экспозиционная площадь - более 7 тысяч м2. В галерее 61 зал, что на десять больше, чем до реконструкции: Третьяковка не могла расширяться до бесконечности - площадь увеличена только за счет внутренних дворов. При Павле Третьякове картины вешали в шесть рядов, при Игоре Грабаре - в четыре, при новом директоре Валентине Родионове - в два. По словам заместителя директора Лидии Иовлевой, старое русское искусство «привыкло к такой развеске». Как и к зеленому тону стен, на котором обычно экспонируются картины ХVIII - начала ХIХ века.

Третьяков ни одной картины не держал в запасе, помещал их даже под потолок, а то, что не нравилось, - дарил. Нынешняя галерея, обладающая весьма современным запасником-депозитарием, показывает чуть ли не треть своих фондов, насчитывающих сто тысяч единиц хранения. В мировой музейной практике показ в экспозиции десятой части собрания музея считается пределом.

Одни залы галереи - точная копия старых, другие - совершенно новыми. Многие картины появились на стенах впервые. Например, грандиозное панно Врубеля «Принцесса Греза», только один раз выставлявшееся Саввой Морозовым в специальном павильоне на Нижегородской ярмарке. Или не характерная для Перова огромная историческая картина «Никита Пустосвят». Не имевшие собственных залов мастера «серебряного века» их по праву получили, найдено место и почти не экспонировавшемуся ранее раннему русскому авангарду.

Подземный переход соединил галерею с восстановленной церковью Святителя Николая в Томачах. Ставший «домовой церковью» галереи храм ХVI века в свободное от службы время функционирует как экспозиционное пространство для памятников древнерусской иконописи, в числе которых и отечественные святыни, ставшие предметом раздора - «Владимирская Богоматерь» и «Троица» Андрея Рублева.

От старой Третьяковки фактически остался только ее фасад, выполненный во время первой крупной перестройки галереи - уже после смерти ее владельца - в 1900-1904 годах. В 1930-х годах архитекторы Алексей Щусев и Лев Руднев разработали проект глобального расширения и перестройки здания в Лаврушинском, по которому галерея должна была включать разрастись вплоть до Обводного канала. Ко Дню города реконструкция и капитальный ремонт здания все же были завершены.

ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media, РИА «Рустим». Российское информационное агентство Рустим.
Учредитель: ООО "Рустим". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич.
Адрес редакции: 119421, г Москва, ул. Обручева,д. 8, этаж 1, помещение VII, комната 1А.
Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100, email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Рустим» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства. 
Стоковые изображения от Depositphotos.