Народно-христианский праздник День Агафьи отмечается 18 февраля. В этот день православная церковь почитает память мученицы Агафьи, которая в период гонений на христиан погибла в Катании на Сицилии. Другие названия праздника: Агафья Скотница, Заступница, Агафья Поминальница, Коровница, Агафьи-коровницы, Агафьи-коровятницы, Агафья голодуха, Трубы, Агата, Хвядос, Макар.
Святая Агафья считалась покровительницей коров, поэтому и заботу к кормилице в этот день проявляли особую. У коров начинаются отелы. Приговаривали: «Пригрей солнышко, и нашей коровушке бока! Не опростай хлева, поставь на ноги телка!». Чтобы стельная корова принесла телушку, хозяйка шла доить ее в последний раз «верхом» на сковороднике. После дойки она поджигала на сковороде вересковые ветки и пахучие колючие травы: чертополох, осот - и дымом, чадом очищала хлев.
Существовало поверье, что в этот день из лесу выходят лихорадки-лихоманки, в деревни пробирается Коровья смерть - это нечистая сила в образе уродливой старухи с граблями в руках, в котомке которой водятся болезни. По старинному поверью, она никогда сама в село не приходит, а непременно завозится кем-либо из заезжих, или проезжих, людей.
Совершенное осенью «опахиванье» деревни отгоняет это чудище от огражденного выполнением упомянутой обрядности места, и старуха бегает всю зиму по лесным дебрям, скитается по болотам да по оврагам. Но это продолжается только до той поры, покуда февраль не обогреет солнышком животине бока. Тогда-то лиходейка и подбирается к селам, высматривает: нет ли где-нибудь отпертого хлева.
В этот день по случаю падежа скота или для предотвращения его совершали обряд опахивания для отгона Коровьей смерти. Для этого выбиралась «повещалка», которая повещала по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывали руки водой и утирали их рушником, который носила повещалка. Затем повещалка приказывала мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия». Ночью повещалка с воплем: «Ай! Ай!» била в сковороду и выходила из села. За ней шли женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами.
Повещалка, сбрасывая с себя рубаху, произносила с неистовством клятву на Коровью смерть. Повещалке одевали хомут, подвозили соху и запрягали. Затем, с зажженными лучинами трижды опахивали селение «межеводной» бороздой. Во время опахивания в южной части Руси выкрикивали: «Смерть, смерь коровья - не губи нашу скотину, мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!». Женщины следуют за повещалкой в рубашках с распущенными волосами.
Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Его били палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается Коровья смерть. Когда-то в старину, попавшихся навстречу убивали насмерть. Иных женщин заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили. Обращались к Власию, покровителю скота, с просьбой оградить от напасти, не пустить болезнь. В жертву приносили масло, молоко, в самых тяжелых случаях - саму корову.
В этот же день старались защитить хату от вторжения «летающей нечистой силы», имеющей, по словам сведущих в этом деле людей, обыкновение забираться к православным как раз через трое суток после Сретения. Вечером этого дня печные трубы наглухо-накрепко закрываются вьюшками и даже, для большей надежности, замазываются тонким слоем глины и окуриваются чертополохом.
Нечисть вылетает, по народному поверью, в это время из преисподней в виде птицы «заглядывает в трубы»: там, где не позаботятся оградить себя от вторжения этих незваных гостей, злые духи поселяются до тех пор, пока их не выкурят с помощью знахаря. До появления же в хате этого последнего с его заговорами и причетами, они всегда успеют наделать всевозможных хлопот неосмотрительным хозяевам. «Бывает, - говорят в деревне, - что весь дом вверх дном перевернут, все перебьют, переломают, - хозяева хоть беги вон!».
Достается не только хозяевам, но и соседям и даже случайным прохожим, замешкавшимся возле такого неблагополучного дома. «Черные да лукавые - не то, что мыши: с ними потруднее сладить!» - говорят знахари.
Святую Агафью восточные славяне считали охранительницей от пожара. В этот день освящали хлеб с солью, которые хранились в хате на протяжении года и служили оберегом от огня. Во время пожара освященные хлеб с солью бросали в огонь, чтобы погасить пламя. В Белоруссии в этот, третий после Громниц, день присматривались к погоде: если стало тепло, то больше уже великих холодов не предвидится.
Народные приметы и поговорки 18 февраля:
- Ночью не туши фонарь, Агафья, скот проведывай!
- Корова без клички - мясо.
- Корова на дворе - харч на столе.
- Соль святой Агаты защищает от огня хаты.
- Домашний теленок лучше заморской коровы.
- Избыл дед бычка, да хватился молочка.
Именины 18 февраля:
Агафья, Александра, Антоний, Василиса, Воиф, Евагрий, Елладий, Макарий, Михаил, Полиевкт, Феодосий, Феодулия