Народно-христианский праздник Аксинья Полузимница отмечается 6 февраля. В православном календаре это дата почтения памяти блаженной Ксении Петербургской. Имя Аксинья - производное от Ксения. Другие названия праздника: День Ксении, Аксинья Весноуказательница, Аксинья Полузимница, Аксинья Полухлебница, День блаженной Ксении Петербургской.
По погоде этого дня судят, когда наступит весна. Отсюда пошло такое название праздника как Аксинья Весноуказательница. Рачительные хозяева в этот день проверяют, хватит ли запасов зерна до нового урожая. Поэтому праздник прозвали Аксиньей Полухлебницей. Из-за различий климата в разных областях существует свой день, который означает половину зимы. В северных регионах таковым является 6 февраля, поэтому в народе его назвали Аксиньей Полузимницей.
Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия между 1719 и 1730 годами от благочестивых и благородных родителей. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но недолго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути - ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовой на 26-м году ее жизни.
Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные, особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным.
Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в одежды мужа: надев его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. Потом она совсем перестала откликаться, если ее называли Ксенией Григорьевной, но всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.
Ксения не имела какого-либо определенного местожительства. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной.
Постепенно к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот - в зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» - копейки с изображением всадника, и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как она сама.
Бродя целыми днями по улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным.
Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина, и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до рассвета попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.
В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает наверх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич наверху. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этим неутомимым работником была блаженная Ксения.
За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, купчихе Крапивиной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице - замужество.
Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики - все старались ей чем-нибудь услужить, особенное благополучие посещало тех, кому блаженная давала что-либо.
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет, но пришел конец и ее земному странствованию. Около 1803 года она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. После многолетнего народного почитания в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых.
Традиции и обряды 6 февраля:
Главные традиции 6 февраля - проверка запасов зерна, изучение цен на хлеб.
- По погоде этого дня судили, когда наступит весна. Поэтому Аксиньин день стали еще называть Аксинья Весноуказательница, так как «Какова Аксинья - такова и весна», то есть если на Аксинью хорошая погода, то и весна будет красная. Рачительные хозяева в этот день проверяли, хватит ли запасов зерна до нового урожая. Поэтому праздник также прозвали Аксиньей Полухлебницей.
- Из-за различий климата в разных областях существует свой день, который означает половину зимы. В северных регионах таковым является 6 февраля, поэтому в народе этот день называли также Аксиньей Полузимницей. К этому времени должна была быть съедена ровно половина запасов хлеба. В народе говорили: «Полузимница пополам, да не ровно делит зиму - к весне мужику тяжелее», «Ползапаса в закроме: половина старого хлеба съедена, половина срока осталось до нового урожая», «Озимое зерно пролежало половину до восхода».
- Для этого дня существовали «экономические» приметы: люди тщательно изучали цены на хлеб. Если зерно на рынке дешевело - значит, ожидался хороший урожай. Также говорили, что если на полухлебницу цена низкая, то до нового хлеба она не поднимется.
- Существовали и другие способы гадания. В северных районах каравай взвешивали вечером и следующим утром. Если за ночь вес хлеба убавится, то и цена на него понизится - и наоборот. На юге поступали несколько иначе: ржаной хлеб также оставляли на ночь, а утром смотрели на него. Если хлеба кажется больше, чем было, ждали хорошего урожая летом.
- 6 февраля считался трудным днем. Поэтому старые люди советовали в этот день не шить, не прясть, не вязать, не перестилать кровать, не стричь волосы и ногти. В этот день нельзя было: ставить брагу и квас, иначе осенью постигнет неурожай, завязывать какие бы то ни было узлы, чтобы не накликать похорон, перестилать постель, чтобы не заболеть, стричь ногти на ногах, иначе не избежать судорог, рассказывать кому-либо свой сон.
Народные приметы и поговорки 6 февраля:
- Аксинья-полухлебница: Со дня преподобной Ксении полагают, что до нового урожая нужно столько же хлеба, сколько уже съедено.
- Прошла половина времени от старого до нового хлеба.
- Озимое зерно пролежало половину срока до исхода.
- Цены на хлеб до нового устанавливаются.
- Аксинья Полузимница: Перелом зимы на Руси.
- Полузимница пополам, да не равно (делит зиму) - к весне мужику тяжелее.
- Аксинья Весноуказательница: Какова погода в этот день, такова и весна.
- Коли на Аксинью ясно и греет солнце - и весна будет красной.
- Метель на Весноуказательницу предвещает позднюю весну.
- На Аксинью гадали о ценах на хлеб в ближайшее время и на будущий урожай: брали печеный хлеб и взвешивали его сначала вечером, а потом утром. Коли вес оставался неизменным - цена на хлеб не изменится. Если за ночь вес уменьшался - значит, хлеб подешевеет, а если увеличивался, то подорожает.
Именины 6 февраля:
Агапий, Анастасий, Вавила, Варсима, Герасим, Дионисий, Зосима, Иван, Ксения, Македоний, Николай, Павел, Павсирий, Тимофей, Феодотион, Филиппик, Филон, Хрисоплока.