Народно-христианский праздник Бабьи каши отмечается 8 января. По старому обычаю, в этот день женщины ходили к повитухам и родильницам с пирогами. Помимо этого, пироги несли в церковь - Богородице. К повитухам относились уважительно, ведь, по народному поверью, между повивальными бабушками и детьми, которых они приняли, устанавливались на всю жизнь духовно-родственные отношения.
Повитуха несла ответственность за принятого ею ребенка, и среди родственников ребенка занимала почетное место в обрядах, относившихся к событиям его жизни: крестины, свадьба, проводы в армию. Другие названия праздника: Бабий день, Бабины, Праздник повивальных бабок, Бабинцы, Собор Пресвятой Богородицы, Раннее Рождество, Бабка Соломонида, Маладзены, Зімні пакроўчык, Бабіны, Сабор Прасвятой Багародзіцы, Яўхім, Кастусь, Бабинден, Бабин дан, Бабу гюню.
Русские традиции
В этот день почитали повивальных бабок и рожениц. Во многих местах по древнему обычаю русские женщины ходили к родильницам с пирогами. Согласно этому обычаю, во второй день Рождества в праздник пресвятой Богородицы в юго-западной Руси многие сельские женщины шли в церковь со специально приготовленными пирогами, «думая этим сделать честь Богородице». Этот обычай был ранее весьма распространен, но Церковью не терпим.
Праздник рожениц и повивальных бабок в этот день находит себе церковную параллель в совершении молебна иконе Богородицы «Помощь в родах», повторяющей композицию древних изображений «Великой богини» славян-земледельцев.
Композиция иконы «Блаженное чрево», которой также служили службы на Рождество роженицы и повивальные бабки, повторяет композиции народных дохристианских культовых изображений и связывает иконографию богоматери как с обрядом народного земледельческого календаря, так и с тесно спаянной с ним семейной обрядностью.
Женщины, имеющие детей, приносили повивальным бабкам подарки и угощения: пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света».
За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. Повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи, трапеза называлась трапезой Роду и роженицам.
Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребенка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: ее полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу, соответственно полу новорожденного. В этот день стригли первые волосы детям.
Повитухами были обычно замужние женщины, имевшие своих детей и с безупречной репутацией в глазах односельчан. Повитухи знали традиции, у них был большой опыт родовспоможения, владели ритуальной практикой, знали множество заговоров, молитв и просто добрых слов для приободрения рожениц.
Первые несколько дней за молодой матерью также присматривала повитуха. За помощь повитух одаривали подарками, деньгами или продуктами. К моменту крещения повивальная бабка передавала младенца на попечение крестной матери, но между повитухой и родившимся ребенком на всю жизнь устанавливалась духовно-родственная связь.
Как правило к родовспоможению привлекались женщины нерепродуктивного возраста, имевшие детей и не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного.
В этот день обращались за помощью к пророку Давиду - музыканту и укротителю гнева. Простолюдин, собираясь в дорогу, испрашивал у него защиты от зверей, от разбойников, считая, что святой псалмопевец своим пением и игрой на гуслях может утишить этих врагов.
Болгарские традиции
В Болгарии сохранился интересный обычай на Бабин-день: Рано утром к повитухе идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 лет. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дома ведро с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке на руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар.
При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг с наговором, чтобы ребенок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Со своей стороны повитуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришел и ребеночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками.
Во время гуляний, продолжавшихся до глубокой ночи, Повитуху возили на санях или на телеге к колодцу и там поливали водой. В телегу впрягались сами женщины. От встречавшихся им на пути мужчин они требовали выкупа вином, деньгами, в противном случае их поливали водой и снимали с них одежду. В западной Болгарии женщины празднуют 26-29 декабря, чтобы роды были легкими.
Сербские традиции
Весь день был посвящен празднованию женщин, которые стали матерями за прошедший год. Лучше всего обычай сохранился в восточной Сербии. Женщины со своими младенцами посещали повитуху и дарили подарки. Матери благодарили повитуху, подносили свои блюда, дарили платки. В свою очередь, повитуха связывала детям ноги куделью из конопли - считалось, что в этом случае ребенок быстрее пойдет, а на голову клала кусочек белой шерсти, чтобы хорошо росли волосы.
Именины 8 января:
Ефим, Григорий, Иосиф, Давид, Исаакий, Константин, Александр, Дмитрий, Михаил, Мария.