4 апреля православная церковь отмечает день памяти священномученика Василия Анкирского. Христианский богослов и писатель IV века, который стал преемником Маркелла Анкирского в качестве епископа Анкиры, а также занимал должность епископа. Во время спора между арианами он выбрал позицию сторонника Никейского Символа веры, придерживаясь умеренно омиусианских взглядов. Вместе с тем, Василий являлся одним из основателей и сторонником духоборчества.
В прошлом Василий был врачом, родом из малоазийской провинции Галатия. Сразу после осуждения епископа Маркелла, в 336 году, он был назначен епископом Анкиры, после чего последовали годы борьбы за кафедру с арианами. Его расхождения во взглядах с Афанасием Великим, лидером «никейской» партии, были не принципиальны.
На состоявшемся в 341 году Сардикийском соборе, епископы Западной Римской империи признали его и других православных иерархов невиновными в нарушении канонов и догматики, в которых их обвиняли ариане. Вследствие того, что богословские взгляды сторон арианского спора стали более ясно сформулированы, Василий принял точку зрения о том, что Иисус Христос по сути является подобием Богу Отцу. В честь Василия эта партия получила название «василиане».
В 351 году на Сирмийском соборе состоялся спор между учеником Маркелла Фотином и Василием, в результате которого последний был осуждён. После осуждения "единосущих" и "подобосущих" в Антиохии, в 358 году Василий созвал собор в Анкире, на котором были приняты 18 анафематизмов против Маркелла Анкирского и более радикальных ариан, аномеев.
Эта формула, принятая на данном соборе, была отправлена императору Констанцию II. Это привело к отстранению антиохийского архиепископа Евдоксия и кратковременному торжеству "василиан". На 22 мая 359 года приходится дата, когда Василий Анкирский поставил подпись под «датированной верой», в которой говорилось о том, в каком смысле он понимает слова "во всем" во фразе "Сын подобен Отцу во всем".
Согласно Иерониму Стридонскому, во время правления императора Константина II Василий был в согласии с архиепископом Македонией Евстафием Севастийским. Сократ Схоластик пишет о том, что македониане: Василий Анкирский, Сильван Тарсийский, Софроний Помпеопольский, Пасиник Зильский, Леонтий Химанский, Калликрат Клавдиопольский и Феофил Катавальский подали коллективное прошение императору Констанцию II, в котором просили правителя изгнать с кафедр епископов, исповедующих неподобие Отца и Сына и места изгнанных отдать им. Однако, император не стал рассматривать просьбу. Он лишь сказал: «Я ненавижу вражду, а сохраняющих единомыслие люблю и уважаю».
Считается, что Евстафий Севастийский и Василий Анкирский являются основателями и создателями духоборчества. Иероним Стридонский в своей книге «О знаменитых мужах» посвящает Василию 89 главу. Он сообщает, что Василий написал книгу против Маркелла, книгу о девственности и ряд других работ. Сочинения Василия не сохранились.
Именины: Аглаида, Аполлинария, Василий, Дарья, Дросида, Исаакий, Мамфуса, Таисия.