День черепов в Боливии празднуют 9 ноября, через неделю после Дня мертвых. Другое название этого праздника Натитас. В этот день жители Боливии приносят на кладбище для освящения черепа своих родственников, которые они бережно хранят дома. Боливийцы уверены, что черепа ушедших из жизни родных приносят им удачу и являются защитными талисманами. В Боливии - стране, сохранившей и трансформировавшей традиции индейцев, - существует множество странных обрядов. День черепов как раз относится к таким праздникам.
Боливийцы верят, что сохраняя черепа своих умерших родственников в качестве амулетов и благословляя их раз в год в ноябре, они тем самым становятся удачливее. Согласно мнению экспертов, День черепов является симбиозом индейских ритуалов, практиковавшимися здесь в доиспанскую эпоху, с католическими убеждениями.
В день праздника черепа украшают цветами, венками, бусами, солнцезащитными очками и вообще всем, на что хватит фантазии. Во время праздника благодарные потомки также «угощают» черепа, поднося им алкогольные напитки, сигары и листья коки.
Считается, что в Натитас души умерших возвращаются на землю, и для того, чтобы они принесли удачу, необходимо достать их черепа и поставить у входа в дом. Этот праздник является аналогией мексиканского праздника «День мертвых», который празднуется 1-2 ноября, а День черепов отмечают 9 ноября.
Боливийцы считают, что человек имеет семь душ и одна из них остается в скелете после захоронения. Когда другие души отправились на небеса, останки умерших выкапывают, черепа приносят домой и начинают о них заботиться.
Если не заботиться, череп может принести несчастье семье, стать причиной плохого урожая и даже разрушить семью. Но если о черепе должным образом заботятся, череп оказывает семье покровительство. Раз в год черепа выносят на улицу и отправляются с ними, обычно, на городское кладбище. Боливийская католическая церковь призвала верующих прекратить использование атрибутики в виде человеческих черепов во время празднований, поскольку традиция берет начало из оккультных практик.
Архиепископ Ла-Паса Эдмунд Абастофлор предупреждает, что многие черепа на самом деле принадлежат неизвестным людям. Порой полученных в результате осквернения могил, после чего они хранятся, преподносятся в дар или даже продаются. Архиепископ призвал тех, кто практикует андский ритуал, позволить усопшим покоиться с миром.