День памяти Лукиана Антиохийского отмечается в католической церкви 7 января. Лукиан родился в сирийском городе Самосате. В 12-летнем возрасте он остался сиротой. Лукиан раздал имущество нищим, а сам пошел в город Эдессу в школу к исповеднику Макарию, под руководством которого изучал Священное Писание и учился подвижнической жизни.
Согласно сообщению Александра Александрийского в Антиохии учился у ересиарха Павла Самосатского. Считается одним из основоположников Антиохийской богословской школы, в которой учились многие будущие деятели арианства, включая самого Ария.
Главной заслугой Лукиана стала работа по выверке и редактированию греческих библейских текстов, в частности он тщательно сверил Септуагинту с еврейским оригиналом, восстановив испорченные переписчиками фрагменты. Вариант ветхозаветного текста Лукиана получил название «Лукианова рецензия».
По сообщению Евсевия Кесарийского в Великое гонение при императоре Максимине святой Лукиан был схвачен по доносу и отправлен в никомидийскую темницу, где в течение 9 лет укреплял бывших с ним христиан в исповедничестве, убеждая их не бояться мучений и смерти. От продолжительных пыток и голода святой Лукиан скончался в заключении.
Согласно житию перед смертью, желая причаститься на праздник Богоявления, прикованный цепями к ложу мученик-пресвитер совершил на своей груди литургию, и все христиане, находившиеся в темнице, причастились. Тело святого Лукиана было брошено в море, но, согласно житию, написанному Симеоном Метафрастом, через несколько дней дельфин вынес его на берег и верующие похоронили его.
Почитание святого
Лукиан был включен в каталог общецерковных святых уже в IV веке и на всем протяжении IV века считался специальным мучеником и авторитетом всех противников Никейского Символа веры. Партия учеников и почитателей Лукиана, связанная школьными воспоминаниями и единством богословских тенденций, которая образовалась еще до 325 года, до Никейского собора, еще больше сплотилась после Собора.
Во главе этой партии стоял Евсевий Никомидийский, в нее вошли непосредственные ученики Лукиана - сам Евсевий, и его товарищи Феогнис, Марий Халкидонский, Леонтий Антиохийский, Патрофил Скифопольский, и представители второго поколения «лукианистов» - Георгий Александрийский, Урзакий и Валент, ученики Ария и несколько других епископов. Все это были люди, выдававшиеся богословским образованием, славившиеся диалектикой и в церковных кругах Востока пользовавшиеся влиянием.
На Антиохийском соборе в 341 году лукианисты приняли четыре вероучительные формулы. Первая, третья и четвертая были быстро забыты, но вторая формула, которую Антиохийский собор издал под названием «Символ Лукиана» долго сохраняла свое влияние в реакционных кружках. «Символ Лукиана» был повторен в Анкире на соборах при императоре Юлиане, затем в Лампсаке и Карии, и иногда, как бы в противоположность вере 318-ти отцов, назывался верой 97-ми отцов.