День памяти святого Бориса в Болгарии отмечается ежегодно 2 мая. Имя Борис в Болгарии очень распространено - по этимологии оно восходит к старотюркскому бьори - волк, или к алтайскому барс - тигр. В отличие от России, где имя связано, прежде всего, с именами святых благоверных князей Бориса и Глеба, к югу от Дуная его связывают с болгарским князем Борисом Первым Михаилом. Болгарская церковь принимает его как равноапостольного святого, так как именно он принял христианство, а также утвердил новое славянское письмо.
Князь Борис управлял Болгарией с 852 по 889 годы. Это время можно назвать поистине переломным. Еще в начале своего правления сын хана Персиана ощутил необходимость еще большей консолидации болгарских, фракийских и славянских племен на территории Балкан. Военный договор против общего врага - Византии - между славянами и древними болгарами времен Аспаруха уже начал изживать себя.
Культурный же и политический расцвет Второго Рима сулил нерадостные перспективы болгарскому ханству. В народе многие стали принимать христианство. Христианкой стала и родная сестра Бориса. В ситуации, когда и родственные племена севернее Черного моря - хазары и волжские болгары - нашли упование в иудаизме и в исламе, болгарский правитель решился принять христианство.
Сначала Борис стал искать сближение с римо-католической церковью. Римскому папе Николаю Первому был отправлен список со 105 вопросами, призванными осветить вопросы веры. Дело было почти решено, когда новый папа Адриан Второй, неожиданно отказал Борису в назначении кардинала Формозы Портуенского главой болгарской церкви.
Возникшие противоречия привели к созыву внеочередного заседания во время Восьмого вселенского собора, на котором было решено, что болгарская церковь будет устраиваться по византийской модели. Это, в конце концов, пришлось Борису по вкусу. Принявший во время торжественного крещения в Константинополе свое новое христианское имя Михаил - он располагал возможностью своей властью влиять на решения патриарха.
Константинополь в 879 году и вовсе объявил болгарскую церковь автокефальной, что еще больше усилило позиции князя. Конец 9 века был ознаменован еще одним крупным событием. Борис Первый принял изгнанных из Великоморавии учеников Кирилла и Мефодия - Наума, Ангелария и Климента - и предоставил им великолепные условия для развития их дела. Созданные две книжные школы - в Охриде и в болгарской столице Плиске - заложили основы культурного расцвета Болгарии.
Задолго до Реформации церковные службы на Балканах стали вестись на всеми понятном церковно-славянском языке. То, о чем мечтал Константин-Кирилл - разрушение модели триязычия и достижение христианской веры до сердца любого верующего на его родном языке - сбылось. Были созданы все условия не только консолидации широких народных масс на основе новой веры и живого славянского письма, но и будущего культурного влияния на восточных славян. Наступил Золотой век Болгарии.