Параскева Пятница

Параске́ва Пя́тница — в народной традиции православных славян мифологизированный образ, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе святых Параскевы Иконийской, именуемой Пятницей и Параскевы Сербской.

По мнению ряда исследователей, на Параскеву Пятницу были перенесены некоторые признаки и функции главного женского персонажа славянской мифологии — Мокоши, образ которой связан с женскими работами (прядением, шитьём и др.), с браком и деторождением, с земной влагой. В народной традиции образ Параскевы Пятницы также соотносился с образом Богородицы, святой Анастасии Узорешительницы, и Недели, как персонифицированного образа воскресного дня.

Слово «параскева» (греч. παρασκευη параскеви) означает «приготовление [к субботе]; подготовка». Таким образом, «Параскева Пятница» — это «подготовка к субботе; день шестой; полупраздничный день». В Евангелии Иоанна 19.31 «Но так как тогда была пятница (параскева)…».

Жизнеописание

Святая великомученица Параскева — одна из самых почитаемых святых древней Руси. В русской летописи, датируемой 1070 годом, повествуется о фактах чудесной помощи святой.

Именем великомученицы Параскевы вдохновлено на Руси богатейшее духовное творчество. Храмы и монастыри, освященные в ее честь, существовали в каждой области на огромной российской земле. Ее чтили в далекой Сибири и на территории казачьего Войска Донского; на русском Севере — в Новгороде, Муроме, Пскове и в Татарстане; в Мордовии и на Урале.

Особенно богата «Пятницкими» храмами была Центральная Россия: каждая область, район, каждый русский город имел храм в честь великомученицы, а порой и не один. Известно, что самые древние церкви были построены на Новгородской и Рязанской землях. 

Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси также небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой.

Наши предки очень трепетно, со страхом Божиим относились к почитанию святой. Само имя — Параскева — в переводе с греческого языка означает Пятница, поэтому почитание пятничного дня, как дня строгого поста, дня воспоминания о Распятии Господа нашего Иисуса Христа, соединились в русской традиции с памятованием святой великомученицы. В народе была поговорка: «Парасковия Пятница — Христовым Страстям причастница».

Образы святой писались по-разному: более древние иконы изображали великомученицу строгой, сосредоточенной, мужественной. По описаниям ее в житии, девушка была необычайно красивой. Такой являлась святая тем, кто удостаивался ее видеть. Но представления об иконописной красоте менялись. Древние иконописцы стремились передать духовную глубину и величественность образа. Более же поздние изображения святой становились внешне более красивыми. Все иконы святой великомученицы Параскевы объединяет общий иконографический признак — крест в правой руке и свиток с молитвой в левой.

Русские мастера любили писать так называемые житийные иконы, на которых, помимо образа святой в центре иконописного пространства, изображались по бокам отдельными небольшими иконками (клеймами) самые важные события ее жизни.

Из житийных икон мы можем узнать довольно подробно о земной жизни святой Параскевы, порой даже больше, чем рассказывается о ней в древних рукописных книгах, в письменных житиях. Например, о том, что, помимо христиан родителей, у нее был старец-наставник в христианской вере; о том, что святую распинали на кресте так же, как и Иисуса Христа; о том, как ангелы при этом невидимо для окружающих покрыли ее одеждами, о чудесах, совершившихся по смерти мученицы и т.п. 

Вместе с тем рукописные книги, содержащие житие святой великомученицы Параскевы, были очень распространены. История о том, как юная девушка, которая жила где-то далеко, в малоазийском городе Иконии в IV веке, глубоко волновала сердца русских людей. Нет буквально ни одной русской рукописи, в которой не было бы записано житие святой Параскевы.

События жизни юной великомученицы, которая отвергла предложения богатой и безмятежной жизни во имя Небесного Жениха Иисуса Христа; которая силой своей веры преодолела страшнейшие испытания, мучения, пытки; по молитвам которой рассыпались в прах языческие боги и были посрамлены мучители, а люди, пораженные чудом, приняли христианство, были бесконечно дороги русскому народу.

На примере жития вмц. Параскевы учились крепости духа и силе веры. Мученичество святой, столь близкое судьбам русских людей, было родным и понятным.

Сохранилось множество свидетельств о разнообразных случаях помощи святой Параскевы в исцелении душевных и телесных недугов, в семейных вопросах, в торговле, путешествиях, при массовых эпидемиях. 

По народному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято было приносить в церковь для освещения плоды, которые хранились потом как святыня до следующего года. 

Представления восточных славян

Представления восточных славян

У восточных славян Параскева Пятница — персонифицированное представление дня недели. Иначе называлась Льняницей, другие прозвища — Параскева-Пятница, Параскева-Льняниха, Ненила-Льняница. Параскеве Пятнице были посвящены 14 (27) октября — день Параскева Грязниха и 28 октября (10 ноября) — день Параскевы Льняницы. В церкви на эти дни приходится память Параскевы Сербской и Параскевы Иконийской, соответственно. В эти дни не пряли, не стирали и не пахали, чтобы «не запылить Параскеву и не засорить ей глаза». Считалось, что в случае нарушения запрета она могла наслать болезни. Осуждению подобных суеверий посвящено одно из постановлений Стоглавого собора (1551):

"Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати".

Отзвуком славянских дохристианских верований некоторые авторы считают сохранявшиеся в некоторых местах ещё в XIX — начале XX веках «идольские» скульптурные изображения святых. Чаще других встречалась скульптура Параскевы Пятницы — и не только у русских, но и у соседних с ними народов. Раньше в часовнях в инородческих местностях «ставились изображения из дерева грубой работы св. Параскевы и Николая Угодника… Все резные изображения святых Параскевы и Николая носят общее название пятниц». У русских широко были распространены скульптуры — «деревянная раскрашенная статуя Пятницы, иногда в виде женщины в восточном одеянии, а иногда в виде простой бабы в панёве и лаптях». Статую Параскевы «ставили в церквах в особых шкапчиках и народ молился перед этим идолом».

У восточных славян деревянные скульптуры Параскевы Пятницы ставились также на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть). Обряд назывался мокрида (ср. Мокошь).

"Рыбьей чешуйкой серебрятся на дне колодцев серебристые гривенники и пятиалтынные… передаются или прямо бросаются разные изделия женского досужества, часто с громким заявлением о прямой цели жертвования: сшитое белье в виде рубах, полотенца на украшение венчика и лика, вычесанная льняная кудель или выпряденые готовые нитки, а также волна (овечья шерсть) («Угоднице на чуловки!», «Матушке-Пятнице на передничек!» — кричат в таких случаях бабы)" - С. В. Максимов.

В честь Параскевы Пятницы в древние времена на перекрёстках и распутицах дорог ставили особые столбы с изображением святой, которые назывались её именем. Памятники эти были похожи на придорожные часовни или кресты и считались священными местами.

Русские молились Параскеве Пятнице о сохранении от падежа скота, в особенности от коровьей смерти. Святая считалась также целительницей человеческих недугов, в особенности дьявольского наваждения, лихорадки, зубной, головной боли и других болезней. В честь святой Параскевы существовали особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от различных болезней. Цветы, травы и другие привески к образу Параскевы-Пятницы также почитались одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись из года в год как важное целебное пособие. В случаях какой-либо болезни крестьяне варили их в воде и этим отваром поили при различных болезнях.

Также у славян существовало апокрифическое сказание о двенадцати «главных» пятницах и связанный с ним пятничный календарь — 12 особо почитаемых пятниц, в которые требуется строгий пост. Считалась «бабьей святой».

"Сказание о 12 пятницах и суеверное почитание их существует и на Западе. Лицом, олицетворяющим пятницу, является там св. Венера, вполне тожественная нашей Параскеве; её житие представляет много сходных черт с житием Параскевы. К христианскому почитанию пятницы на Западе присоединились языческие воспоминания о пятнице, как о дне, посвящённом в древнем Риме — Венере, в Германии — Фрее (пятница — Freitag)" - «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», статья «Пятница».

Типологически Параскева Пятница имеет параллели с таджикской Биби-Сешанби («госпожой Вторник»), и мифологическими образами женщин, прядущих пряжу судьбы (древнегреческие мойры, древнеисландские норны, хеттские искусные ткачихи.

Народный образ

Народный образ

Образ Параскевы Пятницы по народным представлениям заметно отличается от иконографического, где она изображается аскетического вида женщиной в красном мафории. Широкую известность получила резная икона Параскевы Пятницы из деревни Ильеши. Она почитается в Русской православной церкви чудотворной и находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Народное воображение иногда наделяло Параскеву Пятницу демоническими чертами: высокий рост, длинные распущенные волосы, большие груди, которые она закидывает за спину, и др., что сближает её с женскими мифологическими персонажами типа Доли, Смерти, русалки. Существовал обряд «вождения Пятницы» зафиксированный в XVIII веке: «В Малой России, в полку Стародубском, в день уроченный праздничный водят жонку простовласую под именем Пятницы, а водят в ходе церковном и при церкви честь оной отдаёт народ с дары и со упованием некоей пользы». В былинках Параскева Пятница прядёт оставленную хозяйкой недопряденную кудель (подобно домовому, кикиморе, маре), наказывает женщину, осмелившуюся вопреки запрету заниматься прядением, мотанием ниток, шитьём: путает нитки, может содрать кожу с нарушительницы, отнять зрение, превратить в лягушку, бросить в окно сорок веретён с приказанием напрясть их до утра и т. п.

Согласно поверьям, Параскева Пятница контролирует соблюдение и других пятничных запретов (стирка белья, отбеливание холстов, расчёсывание волос и пр.).

По украинским поверьям, Пятница ходит исколотая иглами и веретенами нерадивых хозяек, не почтивших святую и её дни. До XIX века на Украине сохранялся обычай «водить Пятницу» — женщину с распущенными волосами.

В быличках и духовных стихах Параскева Пятница жалуется, что её не почитают, не соблюдая запретов по пятницам, — колют её веретенами, прядут её волосы, засоряют ей глаза кострой. По поверьям, на иконах Параскева Пятница изображена с торчащими из груди спицами или веретенами (ср. образы Богоматери Семистрельной или Умягчение злых сердец).

В народном календаре

У южных славян повсеместно празднуется день 14 (27) октября: болг. Петковден, св. Петка, Петки, Пейчинден, макед. Петковден, серб. Петковица, Петковача, Света Параскева, Света Петка, Пеjчиндан и др. В некоторых регионах Сербии и Боснии празднуют также день 26 июля (8 августа), называемый Петка Трновска, Петка Трновача, Трнова Петка, Млада Петка, Петка Водоноша. В Болгарии (Фракия) святой Петке посвящают пятницу после Пасхи (болг. Лятна св. Петка, Пресвета Петка, Петка Балъклия), а в Сербии (Пожега) — пятницу перед днём святой Евдокии 1 (14) марта).

Девятая пятница:

У русских было широко распространено празднование девятой пятницы после Пасхи. В Соликамске в этот день вспоминали чудесное избавление города от нашествия ногайцев и вогулов в 1547 году.

В Никольском уезде Вологодской губернии в девятую пятницу существовал обычай «строить обыденную пелену»: девушки сходились, теребили лён, пряли и ткали пелену за день.

У коми-зырян, живущих по реке Вашке, девятая пятница называлась «Заветным днём больных» (коми Заветной лун висьысьяслӧн). Считалось, что в этот день чудотворная икона Параскевы Пятницы (коми Параскева-Пекнича) из часовни в деревне Кривой Наволок может принести исцеление больным. До сих пор сохранилась традиция проведения крестных ходов к речке Кер-ю, где пожилые женщины и девочки омывают храмовые и домашние иконы в водах, освящённых иконой Параскевы Пятницы. Вода считается святой в течение трёх дней после праздника, её набирают и уносят с собой. Опускать иконы в стоячую воду считается грехом.

Поговорки и запреты:

  • В пятницу, матушку Прасковью, грешно тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение.
  • Кто прядёт в пятницу, у того на том свете будут слепы отец с матерью.
  • Женщинам в пятницу не разрешалось ни чесать, ни мыть голову.
  • По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут.
  • Что пятница, то праздник (польск. Co piątek, to świątek).
  • Косится, как среда на пятницу (укр. Скривився як середа на п′ятницю).

11.11.2023
Категории Религия
Регионы Россия
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.