День перенесения из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя отмечается ежегодно 25 октября. По старому стилю этот праздник приходится на 12 октября.
Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России.
Они преподнесли эти древние святыни императору Павлу Первому 12 октября 1799 года, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году.
По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В ХIII веке была взята крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей ордена Иоаннитов.
В наши дни святыня продолжает творить чудеса, помогая людям преодолевать жизненные трудности и несчастья. Как и в прошлых веках, верующие все так же наполнены любовью к данному образу и надеждой на помощь Богородицы. Святой лик Филермской Богоматери имеет особое значение для христиан, так как во всем мире очень мало икон Божией Матери, которые писались с Ее живого лика.
Что касается иконографического стиля, образ Филермской Богоматери относится к «Одигитрии», что в переводе означает «направляющая на истинный путь, являющаяся Путеводительницей». Сама икона заключает в себе погрудный образ Пресвятой Девы. Такую святыню Божией Матери можно сравнить с Казанской иконой, которая располагается в Соборе Казанской Божией Матери северной столицы нашей страны.
Особое своеобразие данной иконы Богородицы кроется в Ее лике. Он всецело выражает глубокомыслие благодаря изящным линиям, которые придают выразительность Ее прекрасному взгляду. Очертания Девы Марии на Филермском изображении схожи с образом Владимирской Богоматери, на которой лик Девы Небесной также обрамлен тонкими рельефными чертами. Имеется достаточно оснований, чтобы отнести данный священный лик Богоматери к иконописи комниновского периода.
Именины:
Федот, Кузьма, Тарас, Макар, Николай, Денис, Мартин, Богдан, Александр, Иван.