День природы в Иране отмечается ежегодно 2 апреля. Персидское название праздника Сиздах-бе-дар. Традиционный иранский праздник отмечается в тринадцатый день Навруза. Сиздах обозначает число тринадцать, бе-дар означает «избавляться от чего-либо». Это название олицетворяет основную традицию праздника - проведение дня на природе в окружении родных.
История праздника
Как и сама традиция празднования Навруза, праздник Сиздах-бе-дар берёт начало в древней языческой культуре Ирана, позже переработанной и переложенной в зороастризм. Празднование дня природы в тринадцатый день года имеет сакральное значение: Сиздах-бе-дар завершает первые двенадцать дней года.
Число двенадцать в Иране и других странах мира издревле считается магическим: оно обозначает количество месяцев в году, знаков Зодиака, количество ворот в Небесном Иерусалиме. Иранцы считают, что в течение первых двенадцати дней года души родных спускаются в земной мир и живут вместе с людьми, а 12 фарвардина символизирует конец света, следовательно, 13 фарвардина - начало райской жизни. Таким образом, другое сакральное значение это дня - празднования в честь продолжения земной жизни, в честь того, что конец света не пришёл.
В древности в Иране священным считался тринадцатый день каждого месяца, он назывался Тир-роуз. В этот день люди просили у богини Анахиты дождь для благоденствия хозяйства - земледелия и скотоводства. В этот день также проходили соревновательные игры верхом. Лошадь победившего считалась сосудом для духа богини дождя. В языческой культуре считалось, что 13 фарвардина богиня воды одержала победу над дьяволом засухи. В честь этого организовывались грандиозные праздники. Подобная традиция сохранилась в Индии.
Традиции праздника
Главной традицией праздника считается проведение его на природе в кругу родных и близких. Считается, что в этот день надо обязательно покинуть дом, иначе весь год будут преследовать несчастья. Это идет из того же верования про двенадцатый день как начало конца света - таким образом люди избегают хаоса, который может последовать тринадцатого числа.
Считается, что время, проведённое на природе, наполняет души людей радостью и счастьем. Этот день следует провести, максимально наполнив его радостью: люди играют на музыкальных инструментах, поют, танцуют, играют в различные игры.
На природу люди обязательно берут с собой пророщенную траву и золотых рыбок с хафт сина - праздничный стол к Ноурузу, включающий в себя семь элементов. За две недели Ноуруза трава обычно успевает прорасти, и это символизирует накопленные в ней горести и болезни в доме, где она находилась. В конце пикника в Сиздах-бе-дар траву выбрасывают с новогоднего хафт-сина, чтобы изгнать демонов из своего дома. Таким образом иранцы освобождают себя от несчастий на год вперед. Рыбок отпускают в пруды и фонтаны.
Ещё одна традиция Сиздах-бе-дар - завязывание узелков на «новогодней» траве. Такие узелки символизируют любовный союз мужчины и женщины. Девушки делают это для того, чтобы в новом году встретить своего суженого. Считается, что завязавшая узелок выйдет замуж до следующего Сиздах-бе-дара.
Менее распространённой традицией Сиздах-бе-дар является Дорук-е-Сиздах. Суть в том, что надо обмануть человека так, чтобы он поверил в это, похоже на традицию Дня дурака 1 апреля. Считается, что такой ложью люди отводят от себя злых духов.