День пробуждения Благой Богини праздновался в Древнем Риме 1 мая среди цветов и праздничного веселья. Римлянки, независимо от положения в обществе, собирались на мистерии, которые начинались на рассвете и заканчивались в сумерки. Во время празднеств они должны были пить в больших количествах «молоко» богини, подаваемое в «медовых горшочках». На самом деле это было не что иное, как крепкое молодое вино в специальных серебряных сосудах.
После праздника женщины, в нем участвовавшие, надевали на головы короны из виноградных листьев и расходились по домам. Считалось, что для женщины, побывавшей на празднике, совокупление с мужчиной в этот день приведет к зачатию. Естественно, все это не распространялось на весталок, хотя в празднествах они принимали непосредственное участие.
Благая Богиня, часто Добрая богиня, иногда Фавна или Фавния - в римской мифологии богиня плодородия, здоровья и невинности, богиня женщин. Богиня считалась дочерью бога Фавна, была вечной девственницей, ассоциировалась с женским плодородием и невинностью. Отправлять ее культ позволялось только женщинам. Мужчинам возбранялось обращаться к ней, и они не допускались к отправлению религиозных ритуалов.
Также богине приписывалась забота о здоровье женщин, к ней обращались за помощью женщины, ищущие излечения от болезней, а так же молящиеся о зачатии детей. В низших слоях римского общества богиня почиталась как освободительница от рабства. Среди ее почитателей было много вольноотпущенников и рабов, а также членов простых плебейских родов. Богиню именовали Bona Dea, поскольку ее имя считалось святым и не произносилось вслух.
Посвященные богине ритуалы не входили в официальную религию римского государства, однако из казны ежегодно выделялась некоторая сумма на поддержание ее храма на Авентинском холме. У богини не было своих жриц, поэтому вся основная забота о храме была на плечах весталок.
Место, где располагался храм, было доступно только для женщин. Мужчинам вход в храм и на любые мероприятия, связанные с культом, был запрещен, и появление мужчины считалось кощунством - одним из немногих преступлений, за которое во времена республики римлянина могли предать смерти. Причем смертная казнь была единственным возможным наказанием.
В храме находилась статуя богини, сидящей на троне с рогом изобилия в руках, хотя богиня не имеет ни лица, ни формы, а статуя - истукан для обмана темных сил. Вокруг самого храма росли целебные травы, и колосилось небольшое поле ржи. Рожь сажали весталки в день пробуждения богини от зимнего сна - 1 мая. Они же собирали рожь осенью, и из зерен, а так же из трав, готовили эликсир Bona Dea, используемый как лечебное средство для излечения от болезней и для зачатия.
Также территория вокруг храма служила прибежищем большого количества змей. Змеи считались символами мужчин. Совместно с именем Bona Dea, а так же в молитвах, обращенных к ней, на ее празднествах и в ее храмах нельзя было упоминать слова «вино» и «мирт». Связано это было с тем, что ее отец Фавн однажды отхлестал ее миртовой ветвью за то, что она показалась на глаза ему пьяной. Однако это не значило, что на празднествах в ее честь не подавалось вино.