День Реформации - это праздник, отмечаемый 31 октября в честь годовщины начала Реформации в Европе в 1517 году. Праздник отмечают прихожане протестантских церквей - лютеранской и реформатской, он является государственным в Словении, Чили и некоторых землях Германии. Реформация - это широкое религиозное и общественно-политическое движение в Европе XVI - начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.
Мартин Лютер 31 октября 1517 года разослал свои знаменитые 95 тезисов епископам, чтобы те выступили против индульгенций. Это событие считается началом движения Реформации в Европе, которое было направлено на реформирование католического христианства. Впервые такой праздник как День Реформации в честь начала Реформации стали отмечать последователи Мартина Лютера еще в XVI веке. Тогда праздник отмечался 10 ноября или 18 февраля, а дата 31 октября была учреждена в 1667 году курфюрстом Иоганном-Георгом II.
Началом Реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера - лютеранство, Жана Кальвина - кальвинизм, «цвиккауских пророков» - анабаптизм, Ульриха Цвингли - цвинглианство, а также возникшего англиканства. Комплекс мер, принятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.
В итоге Контрреформации католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. Многие реформаторы этих стран искали спасения за границей, как например итальянский философ Аконцио, нашедший приют у английской королевы. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов и в Речи Посполитой. Франция оказалась государством, где государственной религией был католицизм, однако протестанты долгое время пользовались правом свободного вероисповедания.
Необходимо заметить, что контрреформация имела как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Если внешне это проявлялось в насильственном подавлении реформаторского движения, распространения инквизиции и создания Индекса запрещенных книг, то внутренне это были процессы, которые можно назвать реформацией в самой католической Церкви.
Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра.
С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений, в основном в форме церковно-приходских школ, так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.
Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам - в управлении государством.
Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений, равно как и дорогостоящих богослужений, способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.