День «Рухнамы» отмечают в Туркменистане 12 сентября. «Рухнама» - «Трактат о духовности» - это книга, написанная первым президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым. Цель книги - создание позитивного образа туркменского народа, героико-поэтическое переосмысление его истории, обзор обычаев туркмен и определение моральных, семейных, социальных и религиозных норм для современных туркмен в их повседневной жизни.
Впервые «Рухнама» была выпущена 12 сентября 2001 года на туркменском языке. За пять лет книга была издана на сорока языках мира, а общий тираж «Рухнамы» на всех языках превысил миллион экземпляров. Книга состоит из нравственных наставлений и философских размышлений, перемежаемых легендами и историческими экскурсами.
В своей книге пожизненный президент нейтрального Туркменистана Сапармурат Туркменбаши, так он сам себя называет в книге, обращается к туркменскому народу с напоминанием в мифологической и героической форме о его истории и здравомысленным моральным назиданием, подкрепленным ссылкой на благословение Аллаха.
Туркмены наделяются двумя добродетелями: вдохновением и цельностью. Через категорию цельности понимается дух как принцип сплоченности, единства. Люди представляют ценность не сами по себе, а как части единого целого.
Нация - это одна из форм выражения этой целостности. Различные нравственные качества приписываются различным категориям людей: юношам - честь, девушкам - стыд, молодым - воспитанность, пожилым - серьезность. Общими качествами названы терпение, добрососедство, верность слову и трудолюбие - этим качествам туркмен научил Нуха через своего сына Ясина.
Имя «туркмены» возводится к «турк иман» - родом из света. Родоначальником туркмен назван Огуз-хан, живший 5 тысяч лет назад. У Огуз-хана было 6 сыновей, каждый из которых имел 4 сына, 24 внука Огуз-хана стали прародителями 24 туркменских племен. Главные символы туркмен - это ковры и скакуны.
Туркменам приписывается создание 70 государств, в том числе Маргианы, Парфии, Газневидов, Великой империи сельджуков, Ак-Коюнлу. Также им приписывается изобретение колеса. Однако 300 лет назад началось нравственное падение туркмен. «Народ стал утрачивать себя как нацию», разделившись на племена. Родилась поговорка «пшеницу жует зубастый».
Относительно религиозных представлений, Рухнама утверждает веру в Бога Аллаха, который посылал различных пророков для нравственного воспитания человечества. Мораль «Рухнамы» заключается в культе патриархальных ценностей. Смысл жизни, согласно «Рухнаме», заключен в построении справедливого общества «Золотого века».
Раньше «Рухнама» изучалась в школах и высших учебных заведениях страны, знание книги было необходимым условием для профессиональной аттестации в любой организации или учреждении. Иными словами, экзамены на знание «Рухнамы» сдавали не только школьники и студенты, но и чиновники.
После смерти Сапармурата Ниязова популярность книги начала уменьшаться в связи с ослабеванием культа личности Ниязова. В 2013 году в школах отменили обязательное изучение «Рухнамы». Однако книга по-прежнему значится в списке дисциплин, по которым сдаются вступительные экзамены в вузы Туркмении.