День оленя - традиционный праздник коренных жителей тундры - ненцев. Впервые День оленя отмечали в Ненецком автономном округе в августе 1982 года. Официальной датой праздника считается 2 августа, но обычно он затягивается на неделю. Обязательной частью праздника является торжественное собрание ненецких семей, на котором награждаются и чествуются лучшие оленеводы, организуется праздничное гулянье.
В программу праздника включаются гонки на оленьих упряжках, в которых могут участвовать и мужчины и женщины. Проводятся состязания по национальной борьбе, метанию тынзея - аркана, на точность попадания и дальность броска, прыжкам через нарты, бегу на короткую дистанцию, метанию топора на дальность, перетягиванию палки, а также выступления коллективов художественной самодеятельности.
Во время праздничного гулянья можно покататься на настоящей оленей упряжке, погостить в чуме, отведать национальные блюда из оленины и местных экологически чистых дикоросов, примерить национальную ненецкую одежду, испытать себя в национальных ненецких состязаниях и поучаствовать в мастер классах по изготовлению ненецких сувениров и блиц-курсах по изучению ненецкого языка.
Связь человека с северным оленем имеет долгую историю: она начинается со среднего плейстоцена и продолжается до настоящего времени. В течение последних нескольких десятков тысяч лет северный олень является основным ресурсом для многих народов на огромной территории. Освоение суровых территорий Севера было теснейшим образом связано с охотой на диких северных оленей, добыча которых давала человеку пищу, одежду, постель и кров. Вместе с северным оленем продвигался человек на Север вслед за отступающими ледниками.
Значительно позже северные народы связали свою судьбу с одомашненными стадами северных оленей, у некоторых народов Севера оленеводство не получило развития. Период оленеводства значительно короче того времени, когда человек жил главным образом охотой на диких оленей.
В истории каждого оленеводческого народа оленеводство являлось одним из основных видов хозяйственной деятельности большинства населения. У многочисленного народа оленеводством могли заниматься отдельные этнические группы: поморы у русских, коми-ижемцы у коми, северные группы якутов. Некоторые народы прекратили заниматься оленеводством, камасинцы, койбалы были ассимилированы.
У эскимосов Северной Америки период оленеводства, когда оно было источником пищи, зимней одежды и денежных доходов для значительной части населения, составлял всего несколько десятилетий. Большинство оленеводческих народов населяют Россию. Эвенки ведут оленеводство на территории России и Китая. Саамы - коренные народы России, Финляндии, Швеции и Норвегии - участвовали в становлении оленеводства на Аляске, в Канаде и Гренландии.