В Абхазии традиционно в ночь на 14 января отмечают один из самых главных праздников - Ажьырныхуа, или праздник сотворения мира, который по григорианскому календарю совпадает со Старым Новым годом. Ажьырныхуа - очень древний праздник, который имеет тысячелетнюю историю. Ученые пока еще не смогли точно определить, сколько ему, но, предположительно, более двух тысяч лет.
На Ажьырныхуа те, у кого дома есть кузня, молятся богу Шашвы под ольхой, подняв голову вверх. Шашвы в традиционной религии абхазов считался самым сильным Богом, который покровительствовал кузнечному ремеслу. В жизни древних абхазов кузня считалась неотъемлемой частью быта.
Праздник Ажьырныхуа не сразу стал таким, каким мы сегодня его знаем. Поначалу он был связан исключительно с кузней. Еще в Нартском эпосе можно встретить эпизод, когда новорожденного окунают в воду, в которую опускали раскаленный металл.
Считалось, что это закаляет и самого ребенка, к тому же такой обряд проводили, чтобы уберечь ребенка от сглаза, чтобы он стал сильным и крепким. Древние абхазы верили в то, что таким образом ребенок в будущем будет кузнецом. Кузнечное дело считалось самым престижным, и не каждый мог овладеть им.
Помимо овладения ремеслом, также считалось, что кузнец был очень могущественным. Он мог стать жрецом и молиться Богам. Это было то время, когда не каждый мог подойти к Ажьира, так как она имела огромнейшую силу. И считалось, что, помимо физической силы, кузнец еще обладал сверх-силой, он мог молиться Богам и его молитвы не оставались неуслышанными.
Со временем Ажьырныхуа немного трансформировался, и элементы празднования немного отличаются от того, как отмечали предки современных абхазов. Да и кузнечное ремесло спустя тысячелетия не считается таким престижным делом, как раньше. И тем не менее, сейчас Ажьырныхуа - семейный праздник, который связан с божеством кузни и кузнечного ремесла. И в первую очередь его отмечают те семьи, у которых есть родовая кузня.
Те, у кого нет родовой кузни, не молятся в этот день. В восточной Абхазии праздник не так сильно распространен. И это связано с тем, что там кузнечное дело было менее развито, чем в западной Абхазии. В ночь на 14 января в кузню идут представители рода - мужчины и девушки до замужества. Молитву произносит самый старший в роду. Он просит Бога Шашвы о благополучии для рода и для всех членов семьи.
Женщины, которые являются представительницами другого рода, также могут помолиться, но не в самой кузне, а возле калитки или же входной двери. Помолиться к кузне идут после захода солнца. Самый старший в роду держит в левой руке большую ореховую палку с сердцем и печенью жертвенной козы, а в правой - стакан вина и произносит молитву. После молитвы главного представителя семьи и другие по старшинству произносят молитву и пробуют печень и сердце жертвенного животного.
Во время шествия к кузне абхазы считают, что оборачиваться назад нельзя - плохая примета. Утром 14 января никто из членов семьи не может встать с постели, пока самый старший не проведет обряд - соберет венок из плюща, повесит на калитку или входную дверь, затем ломает веточку ореха, обходит все комнаты, рассыпает зерна кукурузы и поздравляет с праздником.
Абхазы также верят в сглаз, и для того чтобы для семьи год прошел удачно, в дом раньше всех приглашают человека, у которого хороший глаз. Некоторые в дом приводят адзатв - священное животное. Чаще всего в роли священного животного у абхазов выступает избранная корова. Животное угощают праздничной едой.
В духовной жизни абхазов кузня занимает особое место - это святилище традиционной этнической религии абхазов. Множество столетий кузня являлась неотъемлемой частью жизнедеятельности абхазов.
Каждый год в ночь с 13 на 14 января вся семья собирается и идет к кузне-ажьира, где старший в роду произносит молитву Всевышнему и Богу кузни Шашвы. Семьи, у которых родовой кузни нет, также празднуют Ажьырныхуа, но проводят более простые обряды. На следующий день после праздника абхазы ходят в гости друг к другу, посещают соседей, родственников. В этот день большое значение придается всем поступкам и словам.