Народно-христианский праздник Фекла Запрядальница отмечается 7 октября. В православном календаре это день памяти первомученицы равноапостольной Феклы Иконийской. Другие названия праздника: День Феклы, Фекла Запрядальница, Замолотки, Запредельница, Фекла Заревница, Фекла Запрядальная, Именины овина.
В этот день Православная церковь почитает память первомученицы Феклы, последовательницы апостола Павла, которая перетерпела много страданий за свою святость и чистоту девичью. В возрасте 18 лет она обратилась в христианскую веру, осознанно став невестой Жениха Небесного.
Христианская вера помогла Фекле перенести все страдания и муки от гонителей христиан и от мужчин, посягавших на ее девство, святая отличалась прекрасной внешностью. Ее пытались сжечь на костре, но пошел дождь с градом и огонь погас.
Феклу не растерзали дикие звери, а лишь безропотно лизали ей ноги. Пьяные юноши хотели обесчестить святую деву, но Господь развернул перед ней гору и укрыл ее от преследователей в пещере. Святая равноапостольная Фекла дожила до 90 лет, исцеляя страждущих духом и плотью, проповедуя Истину и многих обращая к вере.
В народе говорили: «На Феклу ночи темные, а дни лошадиными шагами убывают». Акцент на темноте ночей перед днем Феклы связан с замолотками - началом обмолота хлеба, приуроченными к этому сроку. В помещениях, где сушили снопы, разводили огонь. На ночном фоне яркие всполохи костров и вереница огней в протапливаемых гумнах и овинах на окраинах сел и деревень воспринимаются особенно контрастно и даже зловеще.
В старину на протяжении этого дня пели песни и веселились, лишь к полуночи зажигали огонь и начинали молотить. От этих огней святая Фекла и получила прозвище заревницы. В следующие дни уже молотили по утрам. Первый овин называли именинником.
Осенью без огня овина не высушить, но огонь развести в овине непросто, требуются определенные знания и умения. Поручалось это ответственное дело опытным мужикам или старикам. Но, несмотря на это, овины на Руси каждую осень горели сплошь и рядом. По причине частых пожаров и прозвали Феклу «заревница».
Суеверные крестьяне не топили овин до дня Феклы, да и в этот день разжигали огонь ближе к полуночи. Овин 7 октября был именинник, поэтому он отдыхал. На Феклу чествовали молотильщиков. В овин тоже приносили горшок каши и пирог, оставляли в углу или возле места, где разжигают огонь. Народная фантазия наделила овин, ригу и гумно собственным духом - хозяином, которого называли овинник, рижник, гуменник.
Овинник в весенне-летний период ведет себя спокойно, а вот осенью, когда приходит время сушить и обмолачивать снопы, начинает проказничать. Перед тем, как протапливать помещения, «хозяина» старались задобрить.
Овинник обычно невидимый, но иногда является в облике человекоподобного существа, облепленного паутиной и мякиной, с глазами, горящими, как у кота. Он умеет гавкать, как собака, хлопать в ладоши и хохотать не хуже лешего. В большие церковные праздники топить овин гуменник не разрешает. Если его ослушаться, то может и пожар случиться.
В день Феклы женщины старались хоть немного попрясть, чтобы в дальнейшем охоту к этому делу иметь. По этой причине святая в народе называется Феклой-запрядальной. Еще 7 октября копали свеклу и последний раз собирали боровики. В этот день принято было свадьбы играть. Считалось, что тогда брак будет крепким и счастливым.
Традиции и обряды 7 октября:
Главные традиции 7 октября - прядение, сбор свеклы и приготовление борща, гадания на суженого.
- В ночь на 7 октября возжигали «новый» огонь и начинали «замолотки». Живой огонь добывали путем трения. Обряд был характерен для населения многих губерний Российской империи в XIX веке. Перед началом добывания нового огня во всем селении хозяевами домов гасится прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах. Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек: в станочке вращали с помощью небольшого лука, березовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра. Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже - береза, сосна.
- Добытый живой огонь разносили по дворам - зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель - костры, зажженные именно от вытертого огня, имели решающее действие для избавления скота от смертельной угрозы. Во Владимирской губернии в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия - ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя. Обновление огня символизировало всеобщее обновление.
- Заботой хозяйки в этот день было накормить молотильщиков первого овина. И первым кушаньем, которое подавалось работникам по обычаю, была «домолотная» каша с маслом. Когда поспевала каша, тогда молотильщики садились в кружок. Ели непременно в самом овине. Хозяин первый отведывал кашу, молотильщики же говорили: «Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок», - и приступали к еде.
- Про Феклу говорили: не плетет волосы Фекла в косу, не завязывает в бабий узел, оттого-то они и торчат у нее в разные стороны. Было поверье: в этот день все, что завяжешь, не развязать потом - ни узел, ни судьбу. Коль полюбили - навсегда, коль женятся - то долгим счастье будет.
- Русские люди верили, что на Феклу все, что завяжешь, уже не развязать. Поэтому в этот день часто играли свадьбы. Считалось, что такой брак будет долгим и счастливым, а разлучить жену с мужем не удастся никому. А вот девушки гадали на замужество - несли в баню калач и ждали, кто прикоснется к руке. Если прикосновение было холодным - быть замужем за бедняком, если теплым - возьмет в жены человек состоятельный, а если никто красавицу за руку не взял - сидеть ей в девках.
- В этот день в последний раз ходили за белыми грибами. Если удавалось набрать боровиков, их подавали на стол: жарили с картошкой или пекли пироги. «На Феклу дергай свеклу», - говорили хозяйки, убирали овощ и сразу же готовили из него такой любимый в народе борщ. Старики же загадывали детям загадки про свеклу: «Красный пан в яму упал», «Лошадь в ограде, хвост на горе».
Народные поговорки и приметы 7 октября:
- Если желудей много, зима будет теплой, а лето - хлебным.
- Ранний рассвет 7 октября и яркое солнце знаменуют скорую перемену погоды.
- Если белка линяет с хвоста, зима будет очень холодной.
- Если прогремит гром, значит, зима будет короткой и теплой.
- Во что погодой Зимобор, во то и Фекла запрядальная.
- На Феклу ночи темны, а день убывает.
- Хоть овин гори, а молотольщиков корми.
- Топить овины - топи, а на Феклу оглядывайся.
- Первый обмолот на Феклу, второй - на Покров.
- День убывает-убегает уже не куриными шагами, а лошадиными; ночи становятся темным-темнешеньки, зори - все багрянее.
- Первый овин называют именинником.
- Герард порой подает надежду, будто с ним придет второе лето.
- Листья к этому дню пожелтели, но опадают слабо - морозы наступят не скоро.
- Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
- Юго-восточный ветер при неизменном атмосферном давлении - осадков не будет как минимум несколько дней.
Именины 7 октября:
Василий, Сергей, Фекла, Степан, Андрей, Давид, Виталий, Владислав, Галактион, Павел.