Накануне большого христианского праздника, известного как Непорочное зачатие Девы Марии, 7 декабря в некоторых странах проходят народные празднования, посвященные этому событию. В частности, в Колумбии отмечается День маленьких свечей, а в Гватемале - День сожжения дьявола. День маленьких свечей в Колумбии является одним из наиболее широко отмечаемых праздников.
Этот день, как считается, начинает рождественский сезон в Колумбии, в его честь жители страны повсюду зажигают маленькие свечи, чтобы почтить Деву Марию. В Гватемале традиционно в канун Непорочного зачатия Девы Марии отмечается День сожжения дьявола, когда жители страны в ознаменование борьбы с дьявольским злом сжигают мусор и ненужные вещи из своих домов. Во время исполнения обряда «сожжения дьявола» гватемальцы обычно используют старые газеты, собираемые ими в течение всего года.
История догмата о Непорочном зачатии Девы Марии
Особое почитание Богородицы закрепилось в христианской традиции в святоотеческую эпоху. Согласно учению Католической церкви, догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, как и другие догматы Церкви, является догматическим закреплением веры, присутствовавшей ранее среди народа в форме Священного Предания.
Наиболее раннее свидетельство доктрины Непорочного зачатия Девы Марии в сформулированном виде содержится в трактате Эдмера, биографа святого Ансельма Кентерберийского, De Conceptione Sanctae Mariae. Эта доктрина, однако, отклонялась такими богословами как Бернард Клервосский, Александр Гэльский, святым Бонавентурой.
Последние, хотя и верили в чистоту Девы Марии, не соглашались с утверждением о благодатной защите ее от первородного греха во время зачатия, усматривая в этом противоречие с учением об искуплении Иисусом Христом всех людей. Устранение данного противоречия обосновывается в трудах Уильяма Уэрского и особенно блаженного Иоанна Дунса Скота, который полагал, что Мария была освобождена от первородного греха в предвидении будущего искупления Иисусом Христом.
Полемика на эту тему продолжалась долгое время. В 1476 году Папа Сикст IV запретил противоположным сторонам обвинять друг друга в ереси. В 1617 году Папа Павел V запретил публично опровергать Непорочное зачатие.
Папа Григорий XV заявил, что Святой Дух не открыл Церкви всей тайны Непорочного зачатия, однако еще более ужесточил запрет Павла V, распространив его на любые утверждения против этой доктрины в письменной форме. В 1661 году Александр VII зафиксировал всеобщее церковное почитание Непорочного зачатия специальной буллой, хотя не провозгласил однозначного догматического определения. Такое определение было провозглашено только Папой Пием IX.