День поминовения усопших в Армении, известный как Мерелоц, отмечается 7 января. Мерелоц следует за каждым из главных Господних праздников Армянской Апостольской Церкви - Святым Рождеством и Крещением, Святым Христовым Воскресением, Преображением Господним, Успением Пресвятой Богородицы, Воздвижением Животворного Креста Господня.
В этот день во всех церквях Армении служат Святую литургию, а после нее - панихиду по усопшим. После панихиды принято посещать могилы родных и близких. Цель праздника - не только почтить память усопших родственников, но и вспомнить о том, что в первую очередь следует поздравить с праздниками живых, быть сострадательными и добрыми по отношению к окружающим. С 2008 года Мерелоц является в Армении нерабочим днем.
Календарные особенности Армянской апостольской церкви
Армянская апостольская церковь в целом живет по григорианскому календарю, но общины в диаспоре, на территории церквей, использующих юлианский календарь, по благословению епископа могут жить и по Юлианскому календарю.
Календарю не придается догматического значения. Армянская патриархия Иерусалима, согласно статус-кво, принятому между христианскими церквями, имеющими права на Гроб Господень, живет по юлианскому календарю, как и греческая патриархия. Придерживаясь традиции христианской церкви первых веков, Армянская церковь отмечает Рождество Христово 6 января одновременно с Крещением, под общим названием Богоявления.
В ритуале Армянской Церкви литургия занимает самое видное место. С 10-го века и по сей день литургия в армянской церкви остается практически неизменной, а церковная литургическая музыка и пение с характерной армянской нотацией восходит к началу 11 века. Вся церковная служба, кроме проповеди, проводится на классическом армянском языке - грабаре. Проповеди, как правило, краткие и считаются менее важными, нежели литургии.
Хлеб в Армянской апостольской церкви при совершении евхаристии по традиции используется пресный. Вино при совершении таинства евхаристии используется цельное, не разбавленное водой. Освященный евхаристический хлеб погружается священником в Чашу с освященным вином и, преломленный пальцами на части, подается причащающимся.