Международный день танго отмечается 11 декабря, в день рождения аргентинского певца, музыканта и киноактера, «короля танго» Карлоса Гарделя. Его имя, так же как и его лицо, знакомо любому аргентинцу, однако никто не знает, где именно родился этот человек, ставший символом аргентинской культуры ХХ века. Согласно одной версии, Гардель родился во Франции, по другой - в Уругвае. Как бы то ни было, в возрасте двух лет вместе с матерью он приехал в Аргентину.
Карлос вырос в Буэнос-Айресе, где стал известен как исполнитель народных песен, а затем начал петь танго и сниматься в кино. В 1917 году Гардель записал свою первую танго-песню композитора Самуэля Кастриоты «Моя грустная ночь». С этого момента жанр танго-песни и сам Гардель стали очень популярны. На родине танца, в столице Аргентины Буэнос-Айресе, ежегодно проходит чемпионат мира по танго. Танцевальные выступления посещают около 100 тысяч человек, более трети из которых - иностранцы.
Танго - танец-импровизация, в нем очень важно умение партнеров чувствовать друг друга. В этом танце не принято разговаривать, улыбаться, в нем даже не принято смотреть друг другу в глаза. История танго в Аргентине насчитывает более 100 лет. Этот танец зародился в портовой зоне Буэнос-Айреса - квартале Ла-Бока, который стал пристанищем иммигрантов из Европы, приехавших в Аргентину в поисках лучшей доли.
Потом к танцу стали привлекать проституток, благодаря чему классический аргентинский танго-наряд женщины сохранил некоторые детали, свойственные представительницам древнейшей профессии: узкое платье с умопомрачительным разрезом, сетчатые чулки, вызывающе декольтированная блузка и туфли на шпильках. Партнер выглядит гораздо скромнее: костюм свободного покроя, прилизанные и напомаженные волосы, лакированные штиблеты и фетровая шляпа в гангстерском стиле.
В начале ХХ века танго покорило Европу и США. В мировых столицах началась мода на сам танец и на все, что с ним связано: вечеринки, напитки, сигареты, одежду и обувь в соответствующем стиле. Танго тогда стало популярным и в России, хотя было официально запрещено. В 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о «вошедшем в большое распространение танце под названием танго». После Октябрьской революции танго осталось под запретом.
Кроме Гарделя громадную роль в популяризации танго сыграл аргентинский композитор Астор Пьяццола. Благодаря ему танго обогатилось классической полифонией, джазовыми гармониями и, в конце концов, вырвалось из танцевальных залов на волю, превратившись в серьезную музыку - в так называемое новое танго - стиль, рассчитанный, прежде всего на слушателя, а не на танцора.
Пьяццола играл вместе с великими джазовыми музыкантами, такими как Гарри Бартон. Именно благодаря Пьяццоле, новое танго стал одним из джазовых стилей, развивающихся в русле латиноамериканского джаза.
Традиции танго
Существуют специальные правила относительно приглашения на танец. Они действуют и для современных танцоров. Вот некоторые из них.
- Если пара мужчина и женщина уже изначально пришли вместе, то прочие мужчины и юноши уже не приглашают девушку на танец. Таким образом, они выказывают уважение к ее спутнику.
- На милонгах всегда есть специальный организатор, который занимается распределением обоих полов за столиками в танцевальном зале.
- Приглашает кавалер легким кивком или взглядом. Глаза дамы и кавалера обязательно должны встретиться. Когда женщина отводит глаза - это знак отказа. Согласие на танец проявляется улыбкой или легким, одобрительным кивком головы.
- Когда пара уже определена, партнерша сидит за столиком, а кавалер направляется к ней, пристально глядя в глаза.
- Пара движется против часовой стрелки, не обгоняя и не замедляя движения. Все происходит в одном темпе, чтобы не выбиваться из колеи.