Каждый год с 13 по 15 августа в Японии отмечают трехдневный праздник поминовения усопших - Обон. Изначально он праздновался с 13 по 15 день седьмого лунного месяца, но после перехода на григорианский календарь время празднования претерпело изменения. В последнее время наиболее популярной в Японии является августовская дата празднования Обона. Кроме того, в августе можно наблюдать метеоритный дождь, который ассоциируется с душами умерших.
Еще одно название Обона - Праздник фонарей. По традиции, в этот день души усопших посещают своих родных, поэтому с наступлением темноты люди вывешивают бумажные фонари со свечами, которые должны указать им дорогу домой. А по окончании праздника фонари пускают по реке или морю, чтобы они указали душам безопасный путь обратно, в царство мертвых. Вечером в парках одетые в юката танцоры исполняют под звуки фольклорной музыки и пения ритуальный танец бон одори, который призван успокоить души предков.
Обон - один из важнейших буддийских праздников. В храмах в это время происходит чтение священных книг, родственники кладут свои подношения к алтарям. К вечеру в парках можно увидеть специальный исполняющийся под звуки фольклорной музыки и пения танец - бон одори - призванный успокоить души предков.
Многие надевают юката для исполнения этого танца. Закрывается праздник торжественным торо нагаси - красочные бумажные фонарики со свечами пускаются по реке или морю, указывая душам безопасный путь в царство мертвых.
Бон одори - традиционный японский танец, исполняемый во время празднования Обон и символизирующий выражения благодарности предкам. Каждый регион Японии имеет собственную музыку и движения. Музыкой могут быть песнопения, имеющие отношения к общению с духами или к местному фольклору. Вследствие этого бон одори может существенно различаться в зависимости от места проведения.
Северная часть Японии, Хоккайдо, известна своей песнью «Соран буси». Песнь «Токе ондо» происходит от Токио. Токисима на Сикоку известна за танец «ава-одори», а далеко на юге, на Кагосиме, поют «Охара буси».
Типичный бон одори представляет собой хоровод вокруг высокой деревянной постройки под названием ягура, возведенной специально для праздника. Ягура также служит помостом для музыкантов и певцов. Танцоры могут двигаться как по, так и против часовой стрелки вокруг ягуры. В некоторых танцах направление может меняться, хотя обычно оно постоянно. Время от времени, танцоры перестают кружить и двигаются к и от ягуры. Также некоторые танцы, как «охара буси» и «ава одори», проводятся в виде процессии по улицам города.
Танец отдельного региона может изображать историю данного региона и его специализацию. Например, движения танца «танко буси» старой шахты Микэ на Кюсю демонстрируют движения шахтеров, добывающих уголь. Все танцоры исполняют эти движения в унисон.
Слово «Обон» - это сокращение от японизированного названия буддистского праздника Улламбана, что на санскрите означает «висение вверх ногами» и подразумевает великое страдание. В Улламбана-сутре рассказывается история про Мокурэна, ученика Будды, который использовал свои способности, чтобы повидаться со своей умершей матерью.
Он обнаружил, что та попала в мир голодных духов и сильно страдала. Он пошел к Будде и спросил, как ему вызволить свою мать. Будда посоветовал ему сделать приношения еды, благовоний и светильников множеству монахов, вернувшихся из летнего уединения, на пятнадцатый день седьмого месяца. Ученик сделал это, и его мать была освобождена.
Согласно легенде, он также стал замечать ее прошлую бескорыстность и жертвы, на которые она пошла для него. Ученик от счастья, что его мать свободна, и в благодарность за ее доброту стал танцевать. Считается, что от его танца и пошел Бон одори, танец памяти предков и благодарности за их жертвы.