В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день - 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Овсень - это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год.
Овсень начинал не день, а год, полный трудов и забот. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря: «Добро пожаловать в новую жизнь!».
На Овсень люди выпекали особое печенье - в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии - огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.
По традиции во время щедрования хозяина обсевали зерном, с пожеланиями. Готовили также блюдо, названное в честь праздника, которое состояло из целиком запеченной в тесте свиной головы с гарниром.
В «Остромировом евангелии» - XI века - и других древнейших памятниках письменности март еще назывался сухий, так как в некоторых местах уже подсыхала земля, зимобор, протальник, грачевник. С этого дня - 14 марта - можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами.
Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года. После принятия христианства этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии, которая взяла на себя образ Весны, Весенницы.
На Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году было принято решение о перенесении начала Нового года с 1 марта на 1 сентября. Именным Указом Петра I от 20 декабря 1699 года было установлено, что празднование Нового года в России переносится с 1 сентября на 1 января.