Народный праздник посвящен пробуждению медведя и связан с наступлением весны. Согласно старому стилю, дата празднования приходится на 24 марта. Единственным источником, который говорит об этом празднике, является статья священника Симеона Нечаева за 1874 год, которая была частично перепечатана этнографом Павлом Шейном из небольшого села под Минском.
«В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами. На второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс. Третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и сам день получил название «комоедица». После обеда все - стар и мал - ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя».
Считается, что на следующий день после Комоедицы просыпается медведь. В связи с этим говорили: «На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Благовещенье - выходит из берлоги».
Изучив историю происхождения слова «комоедица», советский исследователь славянской культуры Борис Рыбаков пришел к выводу, что оно является производным от индоевропейского корня. Исследователь отнес празднование к каменному веку и связал с охотой на медведя.
Еще имеется мнение о том, что название праздника заимствовано из поздней польской культуры, поэтому не встречается в русском языке. его не используют в России.