Предпразднство Преображения Господня отмечается православными верующими ежегодно 18 августа. По старому стилю эта дата приходится на 5 августа. Предпразднство - это один или несколько дней, предшествующих некоторым большим православным праздникам. Они как бы подготавливают верующих к торжеству праздничного дня. Предпразднство Преображения Господня длится один день.
В это время на богослужении начинают читать молитвы, посвященные грядущему празднику.
Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников, то есть это один из двенадцати самых важных праздников православной Церкви. В день Преображения Спаситель дал Своим ученикам возможность увидеть Царство Божие на земле.
Три апостола: Петр, Иаков и Иоанн увидели на горе Фавор Божественный нетварный свет. Они пережили это как невыразимую радость и счастье. Праздник отмечался в Палестине с четвертого века, с тех пор как святая равноапостольная царица Елена построила на Фаворе храм в честь Преображения Господня.
Вечером накануне дня праздника совершается Всенощное бдение. На Великой Вечерне читаются паремии праздника, совершается лития. На праздничной Утрени совершается полиелей, читаются каноны выдающихся песнописцев-богословов - Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского. В день праздника совершается Литургия. Цвет богослужебных одежд в этот праздник - белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет.
В народной традиции восточных славян Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрел по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, - яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной Литургии и является выражением дара Богу от благословленной Им природы.
Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества - божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
Именины:
Иван, Евдокия, Кристина, Мария, Нонна, Дарья, Ефим, Викентий, Максимилиан.