Народно-христианский праздник Семен Летопроводец отмечается 14 сентября. В православном календаре это день почитания святого сирийского монаха Симеона Столпника и его матери. Другие названия праздника: Семенов день, Симеон-летопроводец, Семен-день, Старого бабьего лета почин, Новолетие, Семеновы осенины, Первые осенины, Засидки, Встреча осени, Марфа.
В этот день совершались обряды, знаменующие приближение осени. Устраивали гуляния, гуляли всем миром, а на площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого на шесте прочно крепили Симеона-Столпника. Парни состязались в ловкости - залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому удавалось это сделать, доставалось всеобщее уважение. Кукла Симеон - делалась к уборке урожая.
Православная церковь 14 сентября почитает память святого Симеона, который, по преданию, прожил больше 100 лет, прославился тем, что стал основоположником столпничества - новой формы аскезы. Симеон был праведником, от Бога получил дар исцелять душевные и телесные недуги, предвидеть будущее.
Святой уединился в Сирийскую пустыню, построил столп, высотой в несколько метров и поселился на нем. Он не мог прилечь и отдохнуть, соблюдал строгое воздержание в пище, в любую погоду, он днем и ночью, стоя, как свеча, без остановки молился, размышляя о Боге.
Необычный подвиг святого привлек множество людей. Одни, глядя на него, убеждались в истинной христианской вере и принимали крещение, другие получали исцеление, третьи обращались за советом. Подвиги Симеона вдохновили многих подвижников благочестия и веры. Первым его последователем стал Даниил, повторивший по благословению святого его подвижничество во Фракии.
На русском народном календаре практически никак не отразилось каноническое житие святого Симеона. День его памяти был связан с началом - месяца, сезона, года. Напомним, что с середины XVII века и до 1700 года на Руси новолетие отсчитывали с 1 сентября по старому стилю. В народном определении дня зафиксированы два значения: завершение лета и конец года. Симоен Столпник как бы провожал самое теплое время года и вводил в новый годовой круг.
В древнерусском языке слово «лето» имело значение «год», что сохранилось в словах «летопись», «летописец», а также в отчете возраста «двадцать или тридцать лет» и в привычных выражениях «сколько лет, сколько зим». Поэтому Семен-день - важная веха традиционного земледельческого календаря.
С этого дня наступало Бабье лето. По погоде определяли, каким будут ближайшие три месяца: «Если бабье лето ненастное, то осень сухая. Если сухое и жаркое, то осенние месяцы будут дождливыми». Наступившая осень все сильнее напоминает о себе. Хотя днем солнце еще пригревает, вечера и ночи стали холодными, темнеет раньше. Уже скоро настанет осеннее равноденствие - день с ночью сравняется.
Особое место Семенов день занимал у крестьян. Совершали обряд «Осенины» - первая встреча осени. С этого дня начинались осенние игры и хороводы. Зажиточные люди выставляли у ворот сосуды с пивом и брагой, объявляли простому люду, что «мед наварен и пироги напечены». К воротам подходили хороводники, которых угощали хозяева. Молодые женщины выходили за ворота и предлагали угощения сначала старикам, а затем молодым.
К этой дате заканчивали уборку яровых и завершали посев ржи. После Семенова дня семена засевать нельзя. Еще с наступлением осени начинались «засидки» - работа вечером в избах при огне. Было принято накануне Семен-дня весь огонь погасить, оставить только лампадный, а утром зажечь новый. У наших предков существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а парень или девушка зажигали спицей новый огонь, которым топили печи в банях и избах, зажигали свечи и лучину на засидках.
В этот день обычно переезжали в новые дома и праздновали новоселье. Считалось, что это принесет жильцам нового дома счастье. В Семенов день было принято мух хоронить. В землю зарывали тараканов, блох и других домашних насекомых, чтобы они в доме не водились. В народе верили, что если убить муху до Семен-дня, то народится еще семь мух, а если убить после, то умрет семь мух.
На похороны мух девушки надевали лучшие наряды, делали из сухих листьев и различных овощей маленькие гробики, укладывали в них пойманных насекомых и с «шутливой торжественностью», а иногда с причитанием и плачем, выносили насекомых из избы и зарывали в землю. Смысл обряда был не только в изгнании насекомых из избы, но и в том, чтобы во время «мушиных похорон» устроить себе смотрины, показать себя во всей красе перед собравшимися зрителями, особенно перед холостыми парнями, высматривающими себе невест. Ведь недаром считалось, что с Семена дня до Гурьева - свадебные недели.
Традиции и обряды 14 сентября:
- «Летопроводец» дословно означает «лето провожающий». В старину этот день называли началом бабьего лета. С бабьим летом начинались и бабьи работы. С раннего утра женщины и девушки мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен да стелили его по лугам, чтобы отлежался. Вечером же садились за прясла. Девушки во время прядения замечали, как ложатся нити: если прямо, то муж попадется хороший, если неровно, то будет супруг негодным.
- День считается удачным для новоселья. Главное, не забыть забрать с собой домового.
- С этого дня наступают свадебные недели и смотрины.
- Во многих местах с данного праздника начинаются посиделки - рукоделия в доме при зажженной свече, лампе.
- В этот день проводится обряд пострига - посвящение детей, которым исполнилось 3 года, в воины и землепашцы. После молебна ребенку выстригается пучок волос. Крестный сажает его на коня и проводит лошадь по двору. После этого обряда считается, что дальнейшим воспитанием мальчика занимается только мужская половина семьи.
- Существовал обычай Семенова дня - похороны мух. В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю - прочие кусать не будут». Вместе с «похоронами мух» и лето уходило. Нарядные девушки делали гробики из тыкв, огурцов, редьки или репы, укладывали туда мух с притворным воплем и несли к выкопанной могиле. Похороны совершались по всем канонам.
- В Туле и Серпухове девушки хоронили мух и тараканов. Серпуховские девушки хоронили мух в морковных и свекловичных гробах. В это время выходили женихи смотреть невест. Тульские девушки хоронили мух в садах в репных гробах, а тараканов в щепках. Это поверье основано на том, что будто от такого погребения погибают мухи и тараканы. Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих зватых объявить гостям: у нас, де, пироги напечены и мед наварен. В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом. Хороводники подходили к воротам и угощались.
- С комплексом распространенных у славян представлений о душе в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо. По преданию, комары перед осенью уносятся ветрами на теплые моря и весною опять приносятся на Русь.
- У восточных славян существовало предание, будто в самую полночь на Семенов день черт меряет воробьев. «Сперва соберет всех воробьев в полу своей свитки, потом высыплет в четверик, после осиновым прутом счеркнет тех, которые выше краев его, а наконец оставшихся в четверике убивает; те воробьи, которых черт сбросит с четверика, улетают благополучно в гнезда и заботятся о размножении своей породы»
Народные поговорки и приметы 14 сентября:
- Время с Семена дня до Рождества Пресвятой Богородицы называют бабьим летом.
- На Семена хоронят мух и тараканов, чтобы пропали.
- Первые засидки - новый огонь в избе.
- С Семена дня до Гурия - свадебные недели.
- Семен лето провожает, бабье лето наводит.
- Если день ясный, до начала зимы будет тепло.
- Дует южный ветер, значит, зима будет теплой.
- Если птицы уже улетели на юг, зима наступит рано.
- Много паутины на полях - осень будет долгой.
- Коли на Семен-день не убраны колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь.
Именины 14 сентября:
Татьяна, Марфа, Наталья.