Национальный праздник отмечают ы последний день перед началом каждого сезона. Его относят к наступлению весны, поэтому в этот день проводятся обряды очищения и изгнания зла. В зависимости от года, отмечается в начала февраля и является частью фестиваля наступления весны Хару-мацури.
Праздник является для японцев ключевым, они благодарят бога за процветание и защиту и верят, что бог изгонит демонов и принесет удачу и богатство в предстоящем году, также молятся за удачный весенний посевной сезон и сбор урожая.
Многоголосый клич: «Они ва-а-а сото! Фуку ва-а-а ути!» непременно раздается в храмах, на площадях и специально устроенных площадках, а также в домах японцев 3 февраля. Эти слова означают: «Злой дух, прочь из дома! Счастье, приходи в дом!». Сопровождается все действо разбрасыванием сухих соевых бобов. Бобы летят горстями, иногда попадая в разбрасывающих по соседству, в терпеливых зрителей, дома - в домочадцев.
Празднование дня Сэцубун - одна из древнейших и интереснейших традиций в стране. Ее появление связывают с понятием китайской философии инь-ян. Это два противоположных взаимодействующих начала, лежащие в основе мироздания: свет и тьма, положительное и отрицательное, активное и пассивное, женское и мужское. Считалось, что на стыке сезонов эти начала противостоят друг другу, и это вызывает опасность появления разного рода несчастий.
Сам термин «Сэцубун» напрямую связан со сменой одного сезона другим. Традиционно в Японии словом «Сэцубун» называют ночь между 3 и 4 февраля, канун дня Риссин - дня наступления весны по лунному календарю. Легенда рассказывает, что в глубокой древности эпидемия унесла много жизней, и в этом несчастье были повинны черти и злые духи. От них удалось избавиться разбрасыванием поджаренных бобов. Отсюда и родился обряд маме-маки для изгнания злых духов.
В древности обрядом маме-маки начинали встречу нового года по лунному календарю. Обряд и сейчас выполняется для того, чтобы разогнать все несчастья и впустить в свой дом счастье, благополучие и удачу. В семьях, где есть маленькие дети, обряд маме-маки обычно превращается в веселую забаву.
Кого-нибудь, обычно папу или дедушку, наряжают в черта, ряженый прыгает и бегает по комнате, а остальные домочадцы бросают в него соевые бобы. В некоторых школах ученики делают маски злых духов и в Сэцубун от души веселятся, бросая друг в друга бобы.
Согласно легенде, после обряда маме-маки каждый член семьи должен съесть ровно такое количество соевых бобов, сколько ему лет. Сейчас такое встречается редко, разве что, в отдаленных маленьких деревнях.
Обряд изгнания злых духов публично проводят и во всех храмах, и он собирает многочисленных зрителей. После совершения религиозного обряда из храма с шумом выбегают мужчины в костюмах злых духов и смешиваются с толпой, затем появляются монахи и гонят их по улицам. Затем все возвращаются на территорию храма и начинается обряд.
Обычно, для совершения обряда, приглашаются уважаемые и влиятельные личности города, популярные артисты, политики, борцы сумо. Одетые в традиционные праздничные одежды они из деревянных коробочек разбрасывают завернутые в белую бумагу бобы. Все действие проходит шумно и весело. Масса разбрасываемых соевых бобов тоже внушительна. Например, в храме Нарита, в котором обряд маме-маки проводится не одно десятилетие, за день разбрасывается около одной тонны бобов.