Славянский народно-христианский праздник Святки начинает отмечаться 7 января, торжества продолжаются на протяжении двенадцати дней. Период празднеств называли «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. В христианской традиции - время с Рождества Христова до Крещения Господня. Святки - старославянское слово, означающее святые, праздничные дни. Множественное число указывает, что праздник продолжается не один день.
Церковное празднование
Праздновать двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также проповеди Амвросия Медиоланского и Григория Нисского.
Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается церковным уставом Саввы Освященного, по которому во дни святок «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. То же подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 году. Вторым туронским собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Еще со времен Римской империи в эти дни нередко практиковались гадания и другие народные обычаи, с которыми боролась церковь. Против этого направлены, помимо всего прочего, 61 и 62 правила Шестого Вселенского собора. Действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».
Традиции и обряды
Начало зимних Святок и окончание рождественского поста во многих местах Российской империи приурочивалось к Николину дню. Под влиянием христианской церкви Святки стали связываться с рождественскими обрядами и отмечаться по церковному календарю - от Рождества до Крещения. Их совпадение по времени способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной.
У восточных славян считалось, что первый день надо провести дома или у родных. Во второй, называемый молодионы, все женщины, имеющие детей до года, носили их в церковь причащать. С третьего дня начинались посещения родственников и друзей с угощением.
Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года. Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером - в это время солнце поворачивается с зимы на лето, световой день сдвигается от тьмы к свету, заканчивается старый и начинается новый год, рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью.
С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
В Новгороде со второго дня Святок до Богоявления наряженные ходят по городу в те дома, где в знак приглашения стоят на окнах зажженные свечи, и потешают хозяев шутками, сатирическими представлениями, песнями и плясками.
В Тихвине на Святки делается большая лодка, которая ставится на несколько саней, и по улицам везется множеством лошадей, на которых сидят верхом «окрутники». В лодке находятся ряженые в масках с разноцветными флагами, которых называют окрутниками, кудесниками, куликами, щеголями. Во время поездки они поют, играют на различных инструментах, шутят. Их сопровождает много народа, зажиточные горожане угощают вином и кушаньем.
В Псковской губернии девушки откупали на Святки дом у какой-либо вдовы, ставили скамейки до потолка в виде амфитеатра, посреди вешали огромный фонарь со множеством свечей, сделанный из цветной бумаги и украшенный разноцветными лентами. По сторонам ставят скамейки для парней. Когда все места в амфитеатре займут девушки, открывают ворота и впускают ребят, при этом каждого гостя встречают песнями. За это гости платят - сборы идут хозяйке избы. Женатые мужчины на «торопецкие субботки» не допускаются.