Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, праздник кончины, значится одним из двенадцати главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной Церковью 28 августа.
В этот день во всех православных храмах проходят торжественные богослужения. После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.
Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы». Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище.
С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми было повито пречистое и благоухающее тело. Успенье Пресвятой Богородицы совершается после Успенского поста, который в народе назывался спожинками, так как праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая - спожинать означало дожинать.
Греческая версия апокрифа «Cказание об успении Святой Богородицы» упоминает, что тело Богородицы поместилось в рай. Одна из версий латинского апокрифа «Переход Марии» содержит дополнительные подробности, связанные с вознесением Божией Матери. В нем упоминается, что в погребении Богородицы не участвовал апостол Фома.
Он был перенесен в Иерусалим из Индии после погребения Божией Матери и утверждал, что тела Богородицы нет во гробе. Когда апостолы открыли гробницу, чтобы он мог убедиться в погребении Божией Матери, тела Богородицы там не оказалось. Тогда Фома рассказал, что ему было явлено как Богородица возносится на небо и просил, чтобы Она дала ему Свое благословение. Тогда Богородица сбросила ему Свой пояс, которым была опоясана.
В Минологии Василия II и в Синаксаре Константинопольской церкви рассказ о воскресении и вознесении Марии отсутствует. В них рассказывается о том, что по просьбе Фомы, которого не было на погребении Марии, апостолы открыли гроб на третий день. В нем не оказалось тела Марии, а была только ее одежда, и поясняется, что Бог перенес тело своей матери в место которое он сам знает. Синаксарь дополняет этот рассказ, сообщая о том, что одежды Марии, которые были найдены в пустом гробе, были перенесены впоследствии во Влахернский храм.
Согласно Димитрию Ростовскому, в этот день вечером за трапезой апостолам явилась на воздухе Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! - ибо Я с вами во все дни».
Согласно протоиерею Владимиру Сорокину, Православная Церковь сохраняет предание, что Богородица была воскрешена силой Божией на 3-й день после Своего Успения и взошла на Небо с душой и телом. Иоанн Дамаскин в похвальных словах на Успение Богородицы цитирует апокриф «История Евфимия», и на его основании пишет: «узнаем необычайную тайну, как тело Богоматери было отнято у земли, вознесено и взято на Небо».
Учение о том, что Богородица была взята на Небо с душой и телом разделяли, жившие в более позднее время, авторы: Димитрий Ростовский, Иннокентий Херсонский, Игнатий Брянчанинов, Филарет Московский. Содержание апокрифа «Cказание об успении Святой Богородицы» вошло в богослужебную практику Православной церкви.
В кондаке праздника Успения сообщается: «В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали», в неуставном чине погребения Божией Матери, совершаемый в отдельных православных храмах, как правило, на третий день после праздника Успения приведено: «Честное тело Пресвятой Девы тления во гробе не уведе: но Она с телом прешла от земли к небеси», «из гроба тридневно восставшая Дево, якоже и Господь».
На иконах Успения Пресвятой Богородицы изображена Дева Мария, лежащая на смертном одре. У головы и у ног Ее стоят апостолы и другие святые. В центре чуть сзади над одром - Сошедший с Небес Иисус Христос, принимающий на Свои руки пречистую душу Своей Матери. Эта Душа изображается в виде новорожденного младенца, окутанного белыми пеленами - образ того, что смерть каждого человека в Православии мыслится как рождение в Вечную жизнь.
Именины:
Никита, Максим, Мария, Степан, Иосиф.