В католичестве 14 сентября празднуется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня или, как чаще говорят, Воздвижение Креста Господня. Этот праздник очень важен для верующих, он посвящен обретению Креста Господня, которое состоялось в 326 году в Иерусалиме около Голгофы, а также возвращению в VII веке Креста Господня из Персии в Иерусалим после 14-летнего плена.
Считается, что Крест Господень был найден царицей Еленой, матерью императора Константина Великого. Крест Господень был найден вместе с еще двумя крестами: как гласит предание, нужный крест определили, поочередно возложив на каждый из них больную женщину. Она исцелилась, когда ее положили на Крест Господень.
Царица Елена привезла с собой в Константинополь части Животворящего Креста Господня и гвозди. Император Константин тогда повелел построить в честь Воскресения Христова большой храм, в который по окончанию строительства были помещены части Креста. Освящение храма состоялось 13 сентября 335 года, а день 14 сентября был объявлен праздничным.
В экстраординарной форме латинского обряда богослужение начинается накануне вечерней праздника, если 14 сентября приходится на воскресенье или совершается как праздник 1 класса. Обычно же начинается с утрени, которая имеет 3 ноктурна.
В первом положено чтение из Книги Чисел. Первый ноктурн завершается большим респонсорием, в котором упоминается возвращение Креста из Персии при императоре Ираклии: «Haec est arbor dignissima, in paradisi medio situata, in qua salutis auctor propria morte mortem omnium superavit. V: Crux praecellenti decore fulgida, quam Heraclius imperator concupiscenti animo recuperavit». Во втором ноктурне - историческое чтение о возвращении Креста. В третьем ноктурне - чтение из проповеди папы римского Льва Великого.
В миссале имеется собственный формуляр для праздничной мессы. Богослужение открывается интроитом «Nos autem» на текст из послания апостола Павла к Галатам. Первое чтение из послания к Филиппийцам, при чтении которого положено коленопреклонение на словах: «чтобы в имени Иисуса преклонилось всякое колено». Второе чтение из Евангелия от Иоанна. Префация о Святом Кресте. В целом тексты мессы и оффиция во многом подобны тем, что используются в страстное время.