Всемирный день оккультизма отмечается ежегодно 18 ноября. Изначально этот праздник зародился в США, а оттуда распространился по всему миру. Особенно оккультные практики были популярны в 19 - начале 20 века, когда среди аристократов существовала мода на проведение различных спиритических сеансов, обращений к духам умерших предков и всевозможным гаданиям.
Оккультизм - это термин который включает в себя названия оккультных наук и искусств касающихся скрытых и неизвестных сил и явлений в человеке, космосе и природе. Впервые термин «тайная философия» был употреблен в XVI веке Агриппой Неттесгеймским, термин «оккультные науки» восходит к названию книги Эзеба де Сальверта, а термин «оккультизм» был введён в широкое употребление Элифасом Леви в 1856 году. К 1884 году Жозеф Пеладан под «оккультизмом» подразумевал все «оккультные науки».
Оккультизм это «сокрытое знание», в отличие от «открытого знания», обычно называемого «наукой». Также это учение о «скрытых способностях человека» и «незримых силах природы». Некорректно используется как синоним эзотеризма. Иногда называется герметизмом, по имени одного из мифических персонажей, Гермеса Трисмегиста, обозначает традиции ритуальных магических практик, тайных знаний. Современная наука классифицирует большинство оккультных учений как «паранормальные верования».
Основными составляющими оккультизма, представляющими основу эзотерической традиции запада, можно назвать гностицизм, герметические трактаты по алхимии и магии, неоплатонизм и каббалу, все они появились в восточной части Средиземноморья в первые века нашей эры. Идея «оккультных наук» начала развиваться в XVI веке. Термин обычно охватывает три дисциплины - астрологию, алхимию и естественную магию - хотя иногда различные формы дивинации также включаются отдельно от естественной магии.
Все они были сгруппированы вместе потому, что «каждая из них занимается систематическим исследованием природы и природных процессов в контексте теоретических основ, которые в значительной степени опираются на веру в оккультные качества, достоинства или силы». Невзирая на то, что различные оккультные науки имеют много смежных областей, в которых их действия и методы совпадают, иногда они отвергают друг друга как «не легитимные».
В эпоху Просвещения термин «оккультизм» все чаще воспринимается как несовместимый с понятием «наука». С этого периода использование терминов «оккультная наука»/«оккультные науки» подразумевает сознательную полемику против основной науки. В своей книге «Первобытная культура» 1871 года антрополог Эдвард Тайлор использовал термин «оккультная наука» как синоним «магии».
В современности использование термина «оккультизм» обычно применяется к формам эзотерики, которые развивались в XIX веке и к их ответвлениям в XX веке. Также, образно он может использоваться для описания форм эзотерики, которые развивались во Франции XIX века, особенно в неомартинистской среде.
Оккультное течение, начавшись с Элифаса Леви, было поддержано другими французскими эзотериками, вовлеченными в развитие оккультизма, такими как Папюс, Станислас де Гуайта, Жозеф Пеладан, Освальд Вирт, и, уже в XX веке - Жан Брико и Робер Амбелен.