Дмитриевский собор города Владимира

Дмитриевский собор - памятник архитектуры, объект культурного наследия народов РФ, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм был возведён Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящён в честь великомученика Димитрия Солунского, правящего в Салуни в 1 веке н. э. и казненного за приверженность христианству. Эта небольшая крестово-купольная церковь из белого камня не только образец искусства, но и святыня - паломники приходят поклониться иконе и частице одежды с кровью мученика.

Собор знаменит своей белокаменной резьой - его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века. Прославление княжеской власти было главной идеей фасадной скульптуры собора, поэтому на ней изображено множество геральдических символов - львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей и тому подобных. Из-за богатой белокаменной отделки, которая почти полностью обволакивает храмовые стены, собор называют «белокаменной книгой».

От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд». В состав экспозиции входит четырёхметровый купольный крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и заменённый в 2002 году репликой, а также икона Дмитрия Солунского и ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 году, впоследствии попавшие в Москву и вернувшиеся обратно в собор из столичных музеев в копиях. В числе экспонатов представлено также надгробие первого Владимирского губернатора графа Романа Воронцова.

Ныне собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. Богослужения в храме не проходят.

Историческая справка

Историческая справка

Собор был построен в эпоху наивысшего могущества и расцвета великого Владимирского княжества великим князем владимирским Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского(князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). По Николаю Воронину, построен в 1194-1197 годах; по летописным данным, обнаруженным в 1990-х годах Татьяной Тимофеевой, - в 1191 году. Возводился храм из белого камня-известняка.

Строили храм русские мастера: «Многие церкви создал Всеволод во время власти своей. Создал церковь прекрасную мученика Дмитрия на дворе своём и украсил её дивно иконами и письмом... И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашёл мастеров среди клевретов Святой Богородицы и своих. Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили».

В 1197 году постройка храма была завершена князем Всеволодом Юрьевичем постановкой иконы Дмитрия Солунского и серебряного чеканного ковчежца, где находилась «сорочка» - частица одежды, пропитанная кровью мученика: «И принёс гробную доску из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно источающего на здоровье немощным, в той же церкви поставил, и сорочку того же мученика тут положил».

В 1237 году собору суждено было разделить судьбу столицы Владимирского княжества. Повреждённый и разграбленный монголо-татарами, храм впоследствии ещё не раз горел (в 1536, 1719 и 1760 годах) и подвергался разграблениям.

В результате «реставрации» 1837-1839 годов, когда по распоряжению Николая I собору был придан «первобытный вид», храм лишился интереснейших частей - лестничных башен и галерей.

В советское время Дмитриевский собор сохранился лишь как памятник древнерусского искусства. В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством Игоря Грабаря. В 1919 году храм был закрыт для богослужений. Собор неоднократно реставрировали. После завершающего этапа работ, произведённых в 1999-2004 годах, в церкви поставили водосточные трубы, заменили крест на куполе, создали микроклимат, а также покрыли рельефы и белый камень защитной пластической смесью.

Архитектурные особенности

Архитектурные особенности

Собор одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке), по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение.

Фасадная часть собора состоит из трёх ярусов, нижний лишён убранства, и на его фоне видны только резные порталы. Второй ярус - это аркатурный колончатый пояс с белокаменными фигурами и орнаментом. Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт резьбой, которая заметна и на купольном барабане. Венчает собор золочёный пологий купол в форме богатырского шлема. На куполе водружён широкий крест из золочёной меди.

На южном фасаде храма расположена масштабная композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса». Сюжет композиции не традиционен для православного храма, однако в XII веке был очень популярен. На руках у Александра Македонского сидят маленькие львята, которые так манят грифонов - ужасных чудовищ.

Псалмопевец царь Давид, поющий и сидящий с гуслями в руках, является главной фигурой в убранстве и занимает центральное место на всех фасадах.

Дмитриевский собор небольшой по размерам, поскольку строился только для семьи князя и был его домовой церковью.

rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.